Комиссар Катар

«Почему нас белорусов называют бульбашами? У нас кроме картошки много разных блюд. И еще — что-то я не верю, что картошку сюда кто-то завез с Америки. Заранее спасибо!»

(Андрей84 Белоруссия)

Поклон представителю братского белорусского народа, к которому я питаю самые дружеские чувства и сердечное расположение. Замечательные и добрые люди, гордость нашего общего Русского Мира, талантливые хозяева своей земли. Очень люблю белорусов, хотя часто посмеиваюсь над их увлечением картошкой. Смотрел недавно, как бацька Лукашенко на своем поле заставил известного американского актера копать бульбу и неделю ходил в хорошем настроении, вспоминая эту картину.


Бывал, бывал в ваших краях дорогие мои сябры и всегда уезжал с чувством грусти, так мне у вас было хорошо и свободно. Поразительно душевный народ и великие труженики. Да и воины хоть куда!
Но хочу огорчить читателя, к картохе название его народа не имеет ни малейшего отношения, хотя, конечно сейчас с бульбой и ассоциируется. Но прозвище это совсем недавнее и разновидность таких прозвищ, как ватник — русин, хохол (это просто петух) — малорос. Обидного в том ничего нет, в культивировании картошки белорусы шагают впереди всей планеты и на этом поприще их селекционные разработки уникальны, а урожаи значительны. Конечно, картошка главный продукт на столе белоруса, но действительно не единственный. Да и потом народ этот жил иногда без нее и жил припеваючи. А значит дело не в картошке.
Слово бульба означает не картошку, а луковицу. Картошка называется иначе — бараболя. Ныне забытое слово состоящее из 2 слов — барыня и поле, то есть главная на поле.  А вместе бараполя. Потом П поменялось на Б и забылось.
Чипполинами или луковицами белорусов тоже назвать нельзя. Лука у них не больше, чем у других, но слово бульбаши за ними закрепилось именно из-за луковицы. Вот только какой?
«Удаление цветков (или бутонов) способствует образованию более крупных бульб. Собранные бульбы выращивают, как и детки, полученные из чешуи луковицы».
(Павел Шешко, «Энциклопедия бизнес-планов по выращиванию цветов на продажу», 2014 г.)
Как видите, никакой картошки нет, а есть некая тайна в происхождении прозвища этого народа. И тайна эта такова: слово бульба означает на самом деле БУЛАВА. Без огласовки это хорошо видно — БЛБ и БЛВ.
Посмотрите на булаву и вы увидите, что она луковица насаженная на палку.
В далекие времена, когда Белоруссия входила в состав Речи Посполитой, ее административное деление отличалось от украинского деления. Там были полки реестровых казаков, которые держали в повиновении земли и людей на территориях отведенных полкам. Типичный военно-крестьянский уклад.
В каждом полку, символом власти являлся полковник, носивший пернач.
В история казачества шестопер, пернач, насека, булава — это и оружие, и символ власти, и войсковые регалии — клейноды (от нем. kleinod — драгоценность). На протяжении веков, они символизировали у казаков высшую честь, доблесть, славу... И, одновременно, являлись персональными знаками отличия, которые носили казачьи старшины, в соответствии с занимаемой должностью и званием. 
В Белоруссии тех времен, уклад и воинская организация была иная. В отличие от организационной системы соседей с Украины, у белорусов не было казачьих полков, а сама их земля делилась на КНЯЖЕСТВА а в начале 16 века и воеводства. Символом воеводы и была булава. То есть белорусы были не под полковниками, а под князьями или воеводами. Если в Украине только гетман носил булаву, то в Белоруссии все князья являлись ее обладателями.
Воинская повинность в ваших краях была всеобщей. То есть если объявлялось «посполитое рушение» (а это просто ополчение), то к княжеским дружинам, которые набирались по принципу десятины (налога) присоединялись и резервисты. Все как и в России. Мало того, если на Украине реестровые казаки подчинялись гетману, а он Коронному Гетману Речи Посполитой, то белорусские дружины ходили под общей булавой Польного Гетмана, который был литовским князем. Например, Радзивилл. Вот только понимать его, как современного литовца не стоит. Литовцы скорее белорусы, чем белорусы литовцы. Литовцы это те белорусы, которые приняли католичество. Их ранее литвинами звали.
То есть, княжества Белоруссии, объединенные в Великом княжестве Литовском, находились под единой булавой и были РЕГУЛЯРНЫМИ войсками.
На Украине, все зависело от прихотей короля Польши (не Речи Посполитой, а именно Польши до объединения с ВКЛ). Там вообще существовало три казачьих войска: запорожцы (они же бродники), черкасы (черные клобуки или берендеи) и реестровые кОзаки (например Богдана Хмельницкого). И эти войска были ИРРЕГУЛЯРНЫМИ.
Польский король Стефан Баторий (1533–1586 гг., король с 1576 г.), желая создать единообразие в украинских полках по принципу литовских и польских военных организаций, в 16 веке, впервые, даровал им право носить булаву, издавна служившую знаком гетманской или княжеской власти. Вместе с ней гетманы получали ранговые «булавинские» («бульбашские») имения, приносившие своим хозяевам солидный доход. В свою очередь, командиры казачьих полков стали именоваться полковниками и, в соответствии с этим званием, получили право носить малые булавы, или перначи, и шестоперы. Таким образом, булавы в казачьем войске стали делится на большие гетманские и малые полковничьи.
То есть в отличие от Украины Беларусь всегда имела ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, в какие бы государства она не входила на тех или иных условиях (ВКЛ, РП, РИ, СССР, РБ). Именно эта централизация под единой булавой и многовековой опыт государственного строительства позволил Белоруссии избежать всех катаклизмов, постигших другие республики СССР и создать самодостаточное государство сейчас. Вам есть чем гордиться, дорогие бульбаши они же БУЛАВШИ. Ваше прозвище не от картошки, а от грозного оружия которым вы всегда умели пользоваться. Героический опыт партизанской войны в грозную пору для всей России, пример тому, как ваша законная гордость и бессмертная слава.
Для более полного понимания бульбаш — это княжеский дружинник набираемый в войско князя из булавинских земель. Это не вотчинные земли, как у бояр. Это ленные земли данные роду князя для содержания его войска в виде десятины с людей и доходов.
Не знаю, как читателю, а мне жалко расставаться с образом белорусского любителя картохи, уж больно весело все это выглядит, да и стало настолько привычным и родным, что не хочется от этого отказываться. Да собственно говоря, от чего отказываться? От трудолюбия, ума, смекалки, грандиозной кухни, где картохе отведено почетное место, от всего селекционного опыта поколений выращивавших этот корнеплод? Для глупости великого ума не нужно, вы попробуйте повторить белорусский опыт у себя и увидите, как все это нелегко далось.
Мне кажется, что это как раз тот случай, когда прозвище совместило в себе прошлое, настоящее и будущее, и в нем есть все самое лучшее от этого славного народа. И как не скажи слово бульбаш, все окажется правдой, кроме пожалуй истории с привезенной в Беларусь картошкой. Тапинамбур туда привезли, а не картошку. А картоха у нас росла всегда и ее история от реформатора Петра, просто вымысел. Я писал про это в одной из работ, указывая, что и помидоры на Руси были тоже.
Хозяйственные вы мужики, белорусы, толковые в работе, с хитринкой и себе на уме, но черт побери, насколько вы природные и настоящие. Вот это и обезоруживает и располагает, а если посидеть с вами вечерок за «Зубровкой», да поговорить по душам, то и вообще утонешь в обаянии вашего мира. Да какого, к черту «вашего»? Моего мира и моего народа!

© Copyright: Комиссар Катар  12.12.2018
Свидетельство о публикации №218121201082 

РецензииНаписать рецензию

Доброго дня, вам, Добрые Люди!Несколько лет я жил-был в Бресте …и думал, что останусь в этих чудесных краях до окончания своих земных дней… поэтому серьёзно изучал как официальную версии белорусской истории (подруга жены, к тому же, работала старшим научным сотрудником Археологического музея «Берестье» с уникальными раскопками древнерусского города, более чем 800-летней давности, расположенного на территории Брестской крепости и стоящего на берегу пограничного Буга), так и неофициальную литвинскую версию исторических событий… Там очень гордятся своим первым в Беларуси Магдебургским правом, участием в подготовке Грюнвальдской битвы, первой печатной библией на беламове, да и вообще, всеми достижениями времён Речи Посполитой и ВКЛ…
А в прошлом году Брест на государственном уровне отпраздновал своё 1000-летие, войдя в число древнейших городов-очагов славянской культуры…
Ещё тогда мне открылись курьёзы и нестыковки обеих версий с их дреговичами-радимичами, Га́лицко-Волынским княжеством, князем Витовтом и крулем Ягелло… Ну, а после 3-летнего чтения работ комиссара Катара стало ясно, что очень многое из достижений «великих литвинских князей» просто враки, сочинённые иезуитами и шляхтичными группами влияния. Да и у писателя Короткевича, исторические фильмы по которому снимали ещё при СССР, думается мне, не всё подлинно.
Уважаемый Геннадий Владимирович и содруги, может пора уже прояснить тёмные пятна литвинско-белорусской жизни Светом Истинной Былины… пока бела-чярвоныя пагонисты не разнесли свои города в националистическом дурмане?!?
Да, и ваш род, уважаемый Катар, жил на Белой Руси…
Кстати, о том как иезуиты извращали Нашу Былину во времена войн Реформации, более-менее достоверно показано в малоизвестном белорусско-польском фильме «Аз воздам» (2с), снятым сразу после развала «советов» в 1993 году (это повествование о Берестейском просветителе Казимире Лыщинском). Его можно посмотреть или скачать на РутрекерОрг.
…а то жалко сябров, ведь поубивают друг друга, как не раз бывало в тех краях…Люди Добрые, ПОМОГИТЕ!

Гость 33   12.08.2020 12:09   Заявить о нарушении