Вопрос Катару:

Что такое обряд перепекания на Руси и зачем его делали?


То, что ранее делали бабушки знахарки, сегодня повсеместно принято в родильных домах всего мира и перепекание отнесено ныне к великому умищу Запада, которого на самом деле нет и никогда не было.

Помните бабу Ягу, которая на деревянной лопате Иванушку в печь сажала, а он дурачком претворялся, мол сесть правильно на лопату не умеет. Тогда Иван-дурак (младший сын русской семьи) саму Ягу перепёк.

Когда печь простынет, одна из баб остаётся с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно.

– Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка

– Я, кума – (называет себя по имени)

– Более никого? продолжает спрашивать первая

– Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая

– Так ты её, кума, выкинь ко мне! — советует знахарка

– Рада бы бросить да не могу, — слышится из избы

– Да почему?

– Если выкину её поганую, то и дитё-чадо прийдется выкинуть: она у нём сидит

– Да ты его, дитё-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы.

После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает:

– А что ты, кума, делаешь?

– Сухотку запекаю.

– А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку.

– А чтож? – отвечает баба, — и Ваньку не пожалею, лишь бы её, лиходейку, изжить.

– Её запекай, а Ваньку мне продай.

Затем знахарка передаёт в окно три копейки, а мать из хаты подаёт ей на лопате дитя. Это повторяется трижды: знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесёшь» – отвечает та и снова передаёт на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребёнка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

Что перед нами? Самая обычная русская баня. В старые времена в печи парились — выметали все угольки, стелили сено, полезали в печь и в полной темноте, хлестали себя веником, с которого летела вода по закопченным стенам. Неимоверная баня получалась. Душистая и омашистая.

Я сам пробовал такую баньку на севере России в Архангельских краях. Там главное приноровиться, а места полно. Конечно, мыться там не следует, это только парная — корыто во дворе, но печь русская для больного человека самое то — враз хвори выбивает. Особенно если бабка-знахарка в сено нужные травы кинет, а то и в веник подвяжет.

Так, что же женщины делали с младенцем? Все просто — грели малыша в роскошных ароматах, как на банном полке, застеленном сеном. Затем передавали в окно знахарке, а та бежала или скорым шагом шла вокруг дома — закаляла дитятко на вечерней прохладе, ровно так, как мужики в прорубь прыгают.

Так делали три раза, а затем знахарка забирала детёныша домой, и всю ночь меняла ему пеленки — малое дите обильно потело и нужно было держать его в сухом. Кроме того, знахарка растирала ребенка разными травяными настоями, давала питьё из соски.

А утром приносила матери здоровое дитя.

Хочу сказать, что дитя не само находилось в печи, а вместе со взрослой женщиной, которой и подавали на лопате ребёночка.

Сегодня делается всё так же. Только вместо печи стеклянный бокс, где поддерживается нужная температура — ребёнка греют или перепекают, только вместо трав теперь колят антибиотики, троглодиты окаянные. А всё, что нужно, так это легкая банька и её щедрый жар.

Вообще, перепечка, это печь банная, а перепечиться на старорусском языке означает париться.

В сериале «Кадеты» есть такой персонаж — кадет Перепечка, то есть просто Баня, возможно полок — доска для сидения/лежания в парной.

Бабка нас перепечет

В печке или бане,

Все плохое утечет,

Будем жить славяне.