Комиссар Катар

Пусть рок тебя и ввергнет в пасть ко льву.
Не думай"гибну",знай "переживу
"Пытайся изловчиться в пасти львиной.
Стремись к освобождению, торжеству.
И лев еще придет к тебе с повинной.
В кошмаре смерть.спасенье наяву.

(Хушхульхан Хаттак. поэт воин.афганец, боровшийся против Великих Моголов)

Среди многих достойных сынов России, в галерее их бессмертной славы представлены все  слои общества великого государства. Место подвигу в России существовало всегда, на брани и в труде, среди безмятежного отдыха и в тяжких думах о судьбах своей Родины. Разве труд ученого менее славен труда ратника, а работа инженера важна менее  работы литейщика? Совокупность славных дел всех этих людей и есть мощь России.
Каждую весну ратай, начинает свой извечный путь, ступая по поднятому плугом пласту родной землицы, вдыхая ее теплый запах. Падет первое зерно в потревоженную землю, и с этого момента, мозолистые руки хлебороба будут беречь нежный росток, пробившийся на солнечный свет, до самого золотого потока зерна в элеваторы Родины. Пахучий и вкусный  хлеб, политый потом труженика, появится у нас на столе, и каждый примет его в свои руки с благодарностью крестьянину поднявшему колос. Да, мы все даем деревне наши знания, продукцию заводов, оберегаем границы нашей страны от врага, но вот этот человек, трудом которого на столе нашем появляется хлеб и есть начало Родины.
Души людей, как и земля-матушка, тоже требуют зерна. Именно оно, занесенное туда добрым человеком, даст миру  добрую душу, и совершенно не важно, какую религию добра она будет исповедовать.
Я хочу сейчас поговорить о людях, которые, по долгу своей службы, обязаны заниматься душами. Нет! Это не психологи или политработники, не учителя или иные наставники. Речь пойдет о священниках. Причем из всего спектра священнослужителей я выбрал обычного попа, К этому  решению  меня привел просмотренный эпизод по ТВ, в котором в осажденном Краматорске, здоровенный батя-священник, в красной рясе гоняет спецназовцев украинской карательной армии и держит в повиновении толпу протестующего народа, покрывая ее крики своим великолепным басом. Картина увиденного, была настолько колоритной, что и спустя многие часы я пересматриваю ее снова и снова, прокручивая ролик интернета, и в моей душе складывается благодарность к матери этого попа, давшей миру такого сына. Не знаю, каково образование этого  батюшки ( у них ведь и семинарии и академии есть, да и курсы повышения квалификации наверняка найдутся), да только видно учителя его были людьми болеющими за порученное дело. Иначе, как назвать их работу, если не подвиг, глядя на действия этого красного попа? Настоящий подвиг учителя, заронившего в душу ученика зерно пастыря своих прихожан.
Удивительной силы поп! Нам жителям других мест он стал известен, по этому сюжету, однако, когда я увидел, как батька осаживал паству, у меня создалось впечатление, что Краматорску повезло с таким священником. У вас, ребята, золотой человечище служит, и если мне Бог, даст возможность побывать в вашем городе, я обязательно схожу на службу в храм, послушать вашего героического красного попа. Заинтересованный читатель сам найдет ролик про это событие и просмотрев, поймет суть сказанного мной. И присмотритесь внимательней к тельняшке под рясой священника. Протоиерей Сергий Миронов.
Вообще, православные священники делятся, как и любые другие профессии, на определенные карьерные ступени. Конечно слово «карьера» здесь не самое подходящее, но я думаю, что читателю будет интересно узнать об этих ступенях.
В православии  Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) и чёрное  духовенство (монашество) 
Чины белого духовенства:

Алтарник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинствосвященства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре. 
В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами.Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды. 

Чтец (псаломщик; ранее, до конца XIX — дьячок, лат. lector) — в христианстве — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд — хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее — во священника и высшее — во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.   

Иподиакон, поддьякон — церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана — орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата. 

Диакон (лит. форма; разг. дья;кон; др. -греч.— служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.   
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников. 

Протодиакон или протодьякон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Знаки отличия протодиакона — протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ».В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Иерей (греч. — термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык — священник. В Русской церкви используется как младший титул белого священника. Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.

Протоиерей (греч. — «первосвященник») — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль. 

Протопресвитер — высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства, как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. 

Чёрное духовенство:

Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. — священный служитель; древнерусское «чёрный диакон») — монах в сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом. 

Иеромонах — в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг. 

Игумен (греч.— «ведущий», женск. игуменья) — настоятель православного монастыря. 

Архимандрит (греч.— главный, старший + загон, овчарня, ограда в значении монастырь) — один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Епископ (греч.— «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей.

Митрополит — первый по древности епископский титул в Церкви.

Патриарх (греч. от греч.— «отец» и «господство, начало, власть») — титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.
Символическое значение цветов присутствует в одеждах церковнослужителей, священников и диаконов. Согласно православной традиции, изложенной, в частности, в «Настольной книге священнослужителя» , цвет облачения зависит от периода годичного круга богослужений и от празднуемого Церковью события.
Например, в воскресные дни, а также в дни памяти пророков, апостолов, святителей цвет одежды священника золотистый или желтый; в Богородичные праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Успение) , а также в период Успенского поста полагается одеяние голубого цвета, в период постов цвет облачений темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный (облачение черного цвета употребляется преимущественно в дни Великого поста) .
В дни памяти мучеников, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во время совершения таинства Венчания священник надевает красные одежды. Службы в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, а также в день Святой Троицы, в день Святого Духа, в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) совершаются в одеждах зеленого цвета. Рождество, Богоявление, Сретение, Вознесение, Преображение празднуются в белых облачениях.
Главный православный праздник – Пасха — начинается в светлых одеждах, пасхальная же литургия и все богослужения Светлой недели служатся в красных ризах, символизирующих любовь Бога к человеческому роду. В некоторых храмах существует обычай менять облачения на пасхальной утрене, так что на каждой из восьми песней канона священник предстает в одеждах другого цвета.
Как мы видим, в одеждах священнослужителей используются все цвета радуги (не считая черного и белого цветов) , и в этом, разумеется, усматривается символическое значение: радуга была представлена Богом Ною после потопа в ознаменование того, что Всемирный потоп больше не повторится, как знак любви Божией к тварному миру, как знамение вечного завета между Богом и мирозданием, «всякою душою живою, которая на земле» .
Не знаю как читателя, меня первоначально удивил красный подрясник Краматорского попа, но подняв литературу, я понял, что карательная операция приходится на дни, в которые люди должны радоваться. А попы носить красные одежды.  Впрочем, у карателей были иные учителя, чем у описанного мною батюшки.  Их имя Зло!
В завершение хочу рассказать читателю, про еще одного известного попа, как две капли воды похожего на Красного батьку.
Рядовой священник Полоцкого мушкетерского полка отец Трофим Куцинский был решительным молодым человеком гренадерского роста с зычным голосом. Перед приходом в Измаил он уже побывал в походах в Таврии (Крым) и под турецкой крепостью Кинбурн, штурмовал крепости Очаков, Бендеры и Килия.
Во время штурма крепости Измаил мушкетерский полк священника Куцинского под командой полковника Яцунского был определен в 4-ю колонну генерал-майора Безбородко — для штурма и захвата Бендерских ворот (но в момент штурма находился в резерве).
Штурмовые отряды бригадира Орлова из 4-ой колонны попали под жестокое сопротивление турок, защищавших эти ворота и открывших со стороны крепости убийственный огонь.
Но суворовские командиры продолжали идти вперед во главе своих отрядов сквозь огневую завесу на штурм Бендерских ворот.
Турецкие командиры, видя упорство русских, засомневались в стойкости своей обороны. Для усиления защиты крепости (и чтобы сломить наступающих), они через тайный подземный ход выслали свой десант в тыл русским. Эта вылазка турецких янычар оказалась для них успешной.
Русские, попав в огневые тиски, несли большие потери. На какое-то мгновение наступило замешательство. А. В. Суворов, которому хорошо была видна битва за Бендерские ворота, уловил это мгновение и сразу же дал команду войскам резерва полковника Яцунского выйти на помощь. Полоцкий полк бегом кинулся к воротам и ударил янычар в штыки.
Священник полка Трофим Куцинский не прятался за свой духовный сан, а вместе со всеми — прямо в синей рясе — вступил в бой. А слева от ворот на подмогу пришли казаки Платова. Бой разгорался. Падали и командиры, и казаки. В самом начале боя был смертельно ранен полковник Яцунский, и стрелки заколебались. Тогда во весь гренадерский рост встал полковой священник, поднял церковный крест, зычно крикнул: «…ребята, вот ваш командир», — и первым полез по лестнице на вал. Пуля попала в крест, выбив его из рук. Трофим подхватил крест и поднял его над головой еще выше, оставаясь впереди атакующих. Вторая пуля вновь выбивает крест, и снова Трофим, подхватывая его, поднимает высоко над головой — как знамя.
Третья пуля попадает священнику в левую ногу, повреждает кость и сухожилие, но Трофим в горячке боя продолжает идти вперед. Благодаря таким героическим действиям атакующих вылазка турецкого десанта была отбита, и янычары отступили в крепость, едва успев закрыть ворота.
После успешного штурма о героизме полкового священника доложили А. В. Суворову, и он приказал Куцинскому освятить придунайскую малую мечеть в церковь святого Спиридония (победа случилась как раз на день святого Спиридония!), а также служить там благодарственный молебен по случаю победы над турками. На следующий день он же служил службу за упокой павших.
Подвиг отца Трофима воодушевил рядовых и затронул души генералов: все они прислали светлейшему князю Потемкину свои рекомендации поощрить священника. Главнокомандующий князь Потемкин-Таврический послал свое ходатайство: «Полоцкого пехотного полка священник Трофим Куцинский во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жесточайшем сражении. Крест господень, который он яко знамение для воинов носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею».
Ходатайство было удовлетворено, и Т. Куцинский получил из рук императрицы осыпанный бриллиантами крест на Георгиевской ленте, был возведен в сан протоиерея и пожалован пенсиями — единовременной в 500 рублей и пожизненной в 300 рублей.
Т. Куцинский был первым священником, получившим Георгиевский крест.

Вот такие они наши православные батюшки! Поклон им за их верную службу Богу, Отечеству и Народу.

© Copyright: Комиссар Катар, 05.05.2014г.
Свидетельство о публикации №214050500242