Комиссар Катар

«На Кавказе есть гора,
Самая высокая!
А под ней течет Кура,
Самая глубокая!
Если на гору залезть,
Вниз башкам бросаться,
Очень много шансов есть,
С жизнею расстаться»

(Частушка на дагестанской свадьбе).

Кого из нас не завораживал этот танец? Черный орел, распахнув крылья, кружит над белым лебедем, на фоне снежных гор, под гремящий ритм и завывание зурны. Здесь все: и чистые горные потоки, и несущаяся лавина, и хвала Аллаху, давшему людям этот мир. Как мудры были предки, создавшие этот танец воина, при звуках которого, вряд ли усидит на месте человек порыва и полета души.

Так уж случилось, что пришлось нам служить с моим батькой на Северном Кавказе. Занесло нас туда из Сибири, и я помню, как на базаре в Минеральных Водах, на привокзальной площади, или просто около аэропорта собирались в круг люди, и начинался танец. Танцевали все, вне зависимости от национальностей и принадлежности к иным территориям. Лезгинка увлекала всех и барабанная ее дробь заставляла танцоров выписывать такие кульбиты, что просто дух захватывало!

Собственно танец имеет всего одно правило, но оно непреложно: нельзя задеть и краем одежды партнершу, люди засмеют, вся иная импровизация одобряема! А уж, как горят руки от хлопков, знает любой, кто хоть один раз участвовал в этом танце.

Разновидностей лезгинки не счесть: наурская и осетинка, азербайджанская и терская – всех не перечислить. А как пляшет ее русское казачество?

В Забайкалье, в Борзе, сам видел, как казаки исполняли «Мациевского генерала». Площадь перед автовокзалом, люди ждут автобус. Вдруг, появляется гармонист, в кудлатой папахе и защитных шароварах, заправленных в сапоги. На шароварах желтые лампасы: а как же иначе, в Желтой Руси находимся господа! Это тебе не Рассея с крепостным романовским правом, это вольные сыны степей, забайкальские славные казаки.

Ударила в небе перебором гармоника!!! Вышел на середину площади рослый сибирский чалдон с бородой-лопатой, из староверов. Поднял над головами две шашки, сложенные крестом, да и положил наземь. От креста и зачин начал, медленно, как медведь топчется по сторонам его, но, не наступая на шашки. А темп лезгинки убыстряется и врезал казачина вприсядку! А вот из толпы  павой вылетела дородная женщина и пошла валом на  крутящегося казака и согнала его с креста лежащего! Не баба, а вихрь, крутится на кресте, вытворяя сильными ногами такое, что и не поймешь сразу, то ли она крутит юбкой своей, то ли юбка ей. И снова, ни порушила крест. Нельзя! Люди засмеют!

И не вам кичиться, иные народы, своими «цивилизованными» танцами и худосочными дамами, казачку сразу видно: у нее и спереди все на месте и сзади гладко. Эх,  мать моя, женщина!!! Да кто же усидит против такого буйства? Не проходит и трех минут, как танцует вся площадь! Особенно старается бурят -  рабочий из геологической партии, посланный в Борзю за закупкой. Вы, когда ни будь, Далай-ламу видели, выплясывающего лезгинку под названием «Мациевский генерал»? Слабо господа! Ой, слабо! Жизнь ваша прожита зря! Вы не ведаете русского народа! Потому как бурят самый настоящий природный русский плясун, самый настоящий гуран из потомственных казаков забайкальцев. А может амурцев? Или иркутян? Слава тебе, Боже, что дал Ты Руси, великое множество казачьих войск: от сербских четников до угрюмых сахалинцев. Пляшет славное казачество по всему миру лезгинку, считая ее своей, исконной, родной от березок и осин родимых. В далекой Австралии, казаки иностранного отдела Забайкальского казачьего войска шашки крест на крест кладут, и танцуют кавказскую лезгинку, на удивление местным аборигенам и кенгуру. А на Аляске? Скажешь, там казаков нет, читатель? Коли так, то поди умойся водой ключевой, с похмелья помогает! Славное казачество гордость России и делами его слава нашей Державы приумножается!!!

Конечно, может тебе и далеко до Читы добираться. Оно и ясное дело, путь не близок, В старое, романовское время, месяцами гнали кандальных по сибирскому тракту, щедро усыпая землю их костями! Нерчинск, Акатуй, Оловянная… Рудники-каторги: места слезные, горестные. Может в крови твоей, на генном уровне забито природой, страх к этому краю? Не бойся, казак только к врагу беспощаден, а к человеку с добрым сердцем душой открыт и хлебосолен.

Впрочем, лезгинку можно поискать и поближе. Выйди в подмосковную деревеньку, дружище! Там вечерами на завалинках старые люди поют «Полюшу-Параню». Вслушайся в ее ритм! Вот она, лезгинка, где упрятаться вздумала! А у сябров в Беларуси? А у сербов в Митровице? Э, да ты я вижу читатель и там не был!!! Сидишь сиднем, в своем офисе, что ранее конторой лабазной именовался и хрип на купца гнешь! Как его теперь зовут? А вот – бизнесменом!!!

Этому лезгинка не ведома! Купцу ведь чего надо? Что бы было сытно и омашисто, да сокровенно! Конечно, иной гильдеец загуляет и сам до лезгинки дойдет, тоже ведь человеком русским ранее был. Видал я таких! Стулом в зеркало хрясь! Шум, гам, официанты, повара….А он достает из штанов портмоне и деловито спрашивает: «Скольки?». И дает в два раза больше, но с лезгинкой. Там тоже пляшут все: официанты. повара, метрдотель, директор ресторана…. «Скольки?» И Пугачева пошла вприсядку!!!

Это господа мир не русский. В нем нет того полета души, как на площади или на фоне гор. Здесь вопрос в цене: «Скольки?» и можно еврейского болгарина плясать барыню заставить. Нет! Это не русский мир!

Меня, старого отставного сыщика, всегда интересовали тайны истории. Кто читал мои иные миниатюры, знает, что раз автор взялся за тему, то накопал нечто интересное в архивах. Да! Я не скрываю, что горю желанием удивить читателя! И эта миниатюра про лезгинку не исключение. Ты, поди, ее кавказским танцем считаешь? Ой, как ошибаешься мой дорогой напарник, по поискам окаменелостей! Впрочем давай по порядку.

Вот, что пишет справочник:

Лезгинка — старинный быстрый кавказский народный танец и музыка к нему.Также в некоторых источниках указывается как лезгинский народный танец.

Танец издревле распространён среди некоторых кавказских народов, под разными наименованиями — (лезг. Лезги кьуьл, Лекьерин кьуьл, азерб.Lzginka, Qayta;, авар. къурди, чеч. ловзарг, ингуш. халхар, осет. зилг; кафт, тымбыл кафт, кабард. -черк. ислъэмей, адыг.ислъамый, курд. блайза, карач. -балк. стеме, джанъыз, груз. Лекури).

Поскольку я в отличии от читателя, человек не ленивый, то решил поинтересоваться, на какие же источники указывает справочник? И как всегда увидел фальсификацию истории: ссылок просто не было и мифические источники, это уже знакомое передирание текста одного ученого автора у другого. И тогда я предпринял собственное расследование, ибо чем хороша история, над сыскарем не стоит прокурор по надзору, как в уголовном производстве. Правда здесь есть свои опасности. Тайны истории созданы великими мира сего, с целью утаивания своих преступлений. Лезгинка не исключение. Рискуя быть зарезанным кинжалом всех без исключения кавказских народов, я тем не менее решил довести начатое до конца.

Для начала, обрати внимание, читатель, что приведенные выше названия этого танца у кавказских народов не звучит как лезгинка. Очень близко по звучанию только у лезгин и азербайджанцев. Даже у грозных чеченцев нет такого танца! Ловзарг есть, а лезгинки нет!!!

Уважаемый Рамзан Кадыров! Очень Вас прошу, не обижаться на сказанное далее и не искать во мне врага! Мы с Вами русские люди и нам делить нечего! Тем более, что я Вас, после реальной помощи повстанцам Донбасса еще больше зауважал!

Дорогие горцы! И вы меня сразу не казните! Дайте джигиту слово сказать и выпить последний в жизни рог хмельного вина.(глядишь,прочитав сказанное, еще нальете и кунаком пожалуете) Слушайте, что я вам скажу, братья: ЛЕЗГИНКА НЕ ВАШ ТАНЕЦ!!! Точнее, теперь ваш, в вот ранее...

Читатель! Спасай автора, русского столбового дворянина! Ты видишь, как ощетинился весь Кавказ?!!! Эй! Народы Кавказа! Я ведь тоже воин и отступать не привык! Поэтому слушайте, что я вам расскажу/

1634 год — доминиканский монах Эмидио Портелли (или Дортелли) из Асколи сообщает:

«Чиркасы очень веселый народ; они пляшут всегда на носках, что весьма трудно, но зато красиво. Их танец зовется Ислъэм».

Интересно девки пляшут!!! То бишь Чиркасы.

При прочтении названия народов, мне захотелось воскликнуть, мол монах безграмотен, черкас через «и» написал! Но подняв литературу, я понял, что монах как раз грамотен и достоин, а вот мы темные как махорка.

Давай-ка, я тебя читатель, с черными клобуками познакомлю!

Чёрные клобуки; (укр. Чорні Клобуки «чёрные шапки», тюрк. каракалпак — «чёрный колпак») (черные болгары) — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье, начиная с конца XI века.

Впервые название «чёрные клобуки» было упомянуто в Ипатьевской летописи в 1146 г., в последний раз — в 1193 г. По сообщению летописи, в состав чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Также по одному разу летопись упоминает турпеев (1150 г.) и каепичей (1160 г.). Последнее упоминание тюркских вассалов киевских князей в летописи относится к 1235 и касается торков.

Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых конфликтах, особенно в русских междоусобицах. Военные силы киевских князей, согласно Ипатьевской летописи, состояли из 3 частей: киевлян, чёрных клобуков и княжеской дружины. В политическом плане в Киевском княжестве в это время существовало 2 главных фактора: киевское боярство и чёрные клобуки. Чёрные клобуки и киевские бояре совместно принимали решение о приглашении в Киев того или иного князя. О важной роли чёрных клобуков в политической жизни Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки».

Персидский историк Рашид-ад-дин (умер в 1318 г.), становление Русского государства, в 1240 г., пишет: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)».

Здесь я вынужден отвлечься ради читателя не знакомого с моими иными работами. Никакого татаро-монгольского ига на Руси не было, а было становление могучей империи. Под именами Чингисхан и Батый спрятаны великие князья-цари Георгий Данилович (он же Георгий Победоносец) и Иван Данилович (он же Калита или правильнее Халиф – царь-священник), которые и создали великую империю Тартарию, завоевав с помощью своего казачьего войска Орды, практически весь мир.

Согласно археологическим данным, после этого завоевания часть чёрных клобуков была переселена монголами в Поволжье и Молдавию и включена в военно-аристократическую структуру улуса Джучи – одного из подразделений Орды. Однако полуоседлая и оседлая часть чёрных клобуков осталась в Поросье и со временем была ассимилирована местным славянским населением.

Столицей черноклобукского союза Поросья был город Торческ (Торцкь, Торцьскъ).

Чёрные клобуки получили у Русов наименование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло в народе, но так же их называли и летописцы. С развитием же русской научной мысли, составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как выходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: «Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы». Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи. На основании всех этих летописных данных, русский историограф Н.М. Карамзин и делает свой вывод, что имя Казаков древнее информации о них Ивана Калиты (1237 г.) и принадлежало Торкам и Берендеям, которые у Русских назывались Черкасами, т.е. так же как и Казаки в официальных актах. От XIII в. прозвище Чёрные клобуки вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена — Черкасы и Казаки.

Они жили в отданных им на кормление в русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и др.

Каждая орда союза занимала определенную территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи, а также небольшие укрепленные городки, упоминаемые летописью. В 1177 г. вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем. Вот тогда то, часть племен объединенных под одним названием чиркессы и уйдут на Кавказ, где смешаются с немногочисленными тогда народами и создадут новые, разные по языку и обычаям. Ведь и племя это состояло из разных народов. Основным местом поселения чиркессов станет современный Дагестан, где и появится во всей красе знаменитый танец, покоривший сердца всех народов Кавказа. Они то и внесут в него каждый свою лепту и неискушенному наблюдателю, с первого взгляда будет ясно, кто танцует лезгинку, чеченец или грузин, адыгеец или дагестанец. И хотя на первый взгляд они все разные, но народ, который создал эти этносы один, это знаменитые берендеи, те самые, которых руссы в сказках своими считает, но немного побаивается, думая, что они чуть-чуть колдуны!

Эти народы всегда жили в дружбе со славянами и помогли разгромить многих врагов Руси. Например, иудейскую Хазарию. Принявшие в большинстве своем ислам, берендеи не стали врагами славян, хотя бы потому, что Ислам это учение, вышедшее их Христианства и ничем ему не противоречит. Это братские религии одного корня, в отличие от католицизма, который создан в Европе на основе симбиоза иудаизма, христианства и лживой истории придуманных древних латинян.

Сейчас на Кавказе много этносов и каждый из них уникален, потому, что без него культура России потеряет самое главное – свою многоликость. Мне нравятся кавказцы, не смотря на то, что про них пишут в прессе. У каждого народа есть свои подонки и руссы не исключение. Думается мне, что следует сначала предъявит высокие требования к себе самому и понять, что нас связывают огромная история и миллиарды ниточек родственных связей. Черные клобуки живут и на Украине. В свое время там было три разных казачества: Запорожцы-потомки племени бродников, черкассы – потомки берендеев и торков, и реестровое казачество польского круля, названное войском запорожским. Это потомки литвинов. Позже, их всех недобросовестные историки объединят в одно войско и скажут, что все они были украинцами. Наличие этого этноса в современном мире несомненно, вот только печально, что пошел он не по пути дружбы, а взял в руки оружие, напрочь забыв о своих корнях и создав образ казака по типу разодетого в потешные служки в покоях польско-литовского пана. Именно этот образ сейчас тиражируется украинскими элитами. А ведь если вспомнить, как звали мальчика слугу у малоросского гетмана, то много может проясниться. Помните, как пани гетманова, хлопала в ладоши и на пороге появлялся молодец в свитке: «Эй, джура!!»?

Знаешь перевод с тюрского этого слова? Думаю, сообразил! ТАНЦОР это!

Осталось рассказать о том когда появилось название лезгинка. Назвал этот танец так, Великий князь Михаил, командир Дикой Туземной дивизии, созданной в годы первой мировой войны из воинов-горцев Кавказа. Назвал, глядя на зажигательный танец джигитов из лезгинского взвода, по примеру кубанки, татарки, яблочка, польки и прочих. Так и записано в его дневнике: «Видел сегодня танец джигитов из лезгин. Завораживает. Спросил, как именуется. Старик ответил, что то очень трудно произносимое. Выговорить не получилось. Пусть будет лезгинкой, сказал я ему! Отец заулыбался и согласно закивал головой в мохнатой папахе.»

Вот так дорогие горцы!!! Теперь вы поняли почему вам не удержаться от исполнения «Казачка», а донской казак не усидит при звуках «Наурской». Да, собственно какая разница, кто придумал этот танец?! Главное, спасибо предкам, что они сами умели плясать и потомков научили. Я вот бывал в Дагестане. Там дети с пеленок его танцуют! И знаете, что я вынес с одной свадьбы, где был почетным гостем у своего афганского друга, с которым воевал в горах Памира? Там все было прекрасно: и стол, и еда, и безудержное веселье, и красивые женщины, и зажигательная лезгинка и счастливые молодожены! Однако не это было главным. Я навсегда запомнил глаза прадеда невесты, которые лучились радостью, гордостью и счастьем за то, что молодое поколение не забыло танец своих предков, и помню как этот столетний старик, орлом прошелся в танцевальном па, по чудесному залу, тыча большим пальцем себя в грудь, словно говоря: « Смотрите, какой я орел!!!».

Потом, мы стояли с ним на веранде ресторана и говорили о разных вещах, понятных лишь мужчинам, в том числе и о лезгинке.

— Отец, скажи мне, кто придумал лезгинку- , спросил я у старого Расула

— Конечно, мы аварцы! — ответил старик – разве даги умеют танцевать?

— Так ты аварец, батя? А как же твой внук, который говорил, что он даг?! Или Султан мне соврал?

Старик посмотрел на меня с неприкрытым весельем и обняв за плечи сказал:

— Все мы русские сынок. Посмотри вокруг и пойми, что счастье, это когда у одной матери много детей, а у джигита много братьев и сестер. У меня 14 правнуков и надеюсь, будут еще, – указал рукой на зал, — Я воевал с фашистами, за ваше счастье. Мой названный брат, умер в прошлом году, в Рязани. Русский Бог призвал его. Теперь у меня две семьи: его и моя. И они сегодня обе на этой свадьбе.

Дедушка Расул пошел в зал, опираясь на палку. Это был совсем иной человек, чем тот, который совсем недавно орлом летал по залу. Сгорбленный старик, переживший потерю своего славянского брата, с которым проехал пол мира на танке Т-34 механиком водителем, великого ума человечище, аварец, женившийся на дагестанке, настоящий русский воин.

А из распахнутых дверей, летели занавески и звуки лезгинки, танца объединившего народы России.

Возьми слова мои, и если
В них землю с небом породнишь,
Они, пожалуй, станут песней,
Взлетев, как птицы, с горских крыш...

(Р. Гамзатов).

© Copyright: Комиссар Катар, 2014
Свидетельство о публикации №214102000785