Комиссар Катар

— Внуково-руление! Я, 85761, стоянка 14, разрешите запуск?
— 85761, Я Внуково-руление, запуск разрешаю!
— Внуково-руление! Я, 85761, Вас понял, запуск разрешили!

( из радиообмена)

Крутится антенна радиолокатора, разворачивая  воздушную. обстановку перед глазами уникального специалиста, которому нет альтернативы в других сферах жизнедеятельности человека, кроме авиации. Конечно, можно встретить и в других отраслях нечто подобное, но качество профессии, ее ответственность, а главное скоростная реакция на принятие решения, у них совершенно не та. Как сказал бы, Свирид Петрович Голохвастов, цирюльник из-за канавы, («паликмахер» по утверждению его пассии Прони Прокоповны Серковой) : «Это же очень и очень! И скорее всего да! Но нет!!!»
В морском деле близок этому специалисту, пожалуй, лоцман. Там и форсу больше и клеш шире и словечки поувесистей!
Помнится, в мою курсантскую молодость, я со своим закадычным дружком , Вовкой Самариным, познакомился с курсантом  училища имени Макарова. Рассказал нам морячок, про свою службу будущую. Увлеченно рассказал, с красками и искрами, явно желая произвести впечатление на двух авиаторов, с непонятными нашивками на левом рукаве форменки, где располагался знак изображавший антенну радиолокатора. Очевидно представляя нас за радиоспециалистов, морячок не понимал, с кем имеет дело и рисовал нам веточкой, на гравийной дорожке парка в Пушкине, карту марины морского порта, устанавливая камешки, изображавшие маневрирующие корабли. Парень был так увлечен, что изображал большие пароходы и океанские лайнеры, теснившиеся на внешнем рейде, портовые буксиры и самих матросов, тянущих в брезентовых рукавицах пеньковые канаты, драил палубу чайного клипера и казался сам себе продубленным всеми ветрами морским волком. Когда же гардемарин, окончив свое плавание в бухте и окружающей акватории, вскинул на нас победный взгляд, который обозначал превосходство каботажного лоцмана над фанерой (так нас называли курсанты-моряки, считая, что самолеты до сих пор из фанеры и перкали), мой дружище, посмотрев на разрисованную, гаревую дорожку, презрительно сказал зарвавшемуся гардемарину:
— Делов то! На наше «руление» похоже! Разве это УВД? Сейчас, я тебе расскажу, что такое авиационный лоцман.
И дальше началось действо! Я изображал руками два самолета следующих с набором и снижением на занимаемые эшелоны. Морячок вел свои борта на пересекающихся курсах, а Вовка подогнал табунок девушек из ленинградского института холодильной промышленности, гуляющих по центральной аллее Царского Села. Они изображали грозовые и перистые облака. Дородная же тетка, проходившая мимо и вступившая в нашу беседу, была назначена «Кумулюс конгестус» - мощным кучевым облаком, метавшим громы и молнии с огромной «наковальней», нависшей над грозовым облаком на высоте 12 км от уровня моря! Все это сообщество хаотично двигалось и останавливающие люди, узрели ликующий победный шаг авиации!!! Вовка, сидя на скамейке, согласовывал со смежными службами пролеты и сообщал расчетное время прибытия воздушных судов на контрольные радиопривода, командовал экипажами, запрашивал метеосводку, разносил спецов из служб радиолокационного обеспечения, материл службу перевозок, за потерянные чемоданы, подгонял «облака», пошлепывая девиц по упругим и выпуклым местам и навел такое столпотворение на центральной аллее парка, что к нам подошел милиционер.
— Чего шумим граждане?
Вконец, обалдевший морячок, сказал, что знакомится с работой воздушного лоцмана. На что  мой приятель, презрительно хмыкнул и с гордостью сказал:
— Лоцмана!!! Да ты парень не в себе!, — и добавил с гордостью, перейдя на английский язык,
— « Аir traffic control, дубина!».
— А это что за зверь такой?- спросил  любопытный старшина милиции и махнул рукой своему напарнику «иди мол, догоню!»
И в старинном парке, где, когда то, прогуливался со своими друзьями лицеистами Сашка Пушкин, прозвучало гордое:
— АВИАДИСПЕТЧЕР !!!
После этого слова, гардемарин торгового флота, пустив гудок со всех отверстий, медленно пошел ко дну, подавая «SOS» остатками самолюбия. Впрочем, и здесь ему не повезло, бедняге! Вовка ему объяснил, что «SOS» у крутых парней давно не конает, и сейчас у продвинутой молодежи в моде « MAY DAY».
Шок был неимоверным. Скособоченная мичманка на голове и поднятый ветром гюйз, дополнил картину полного поражения флота от авиации.
Итак, что же случилось в тот майский день, который ввел в авиации всех стран мира, совершенно новый сигнал «ТЕРПЛЮ БЕДСТВИЕ»?
Mayday (произносится «мэйдэй», «мэдэ») — международный сигнал бедствия в радиотелефонной (голосовой) связи, аналогичный сигналу SOS в радиотелеграфной связи (с использованием азбуки Морзе). Он используется в ситуациях, которые представляют непосредственную угрозу для жизни людей, например, терпящими бедствие морскими и воздушными судами. Сигнал передаётся три раза подряд: «Mayday, Mayday, Mayday» для исключения возможности перепутать его с какой-нибудь похоже звучащей фразой, а также для того, чтобы легче было отличить сам сигнал бедствия от сообщения о сигнале бедствия/
«May day» дословно переводится с английского как «Майский день». Фраза представляет собой приблизительную английскую транскрипцию французского m'aidez — сокращённый вариант фразы venez m'aider («придите мне на помощь», «помогите мне»). В стандартном французском ни m'aidez, ни m'aider не используются как призыв о помощи. В случае опасности французы восклицают «; l’aide!» или «Au secours!».
Mayday был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне. Его попросили предложить сигнал, который трудно перепутать с обычными радиосообщениями, и который мог бы быть легко понятен в условиях плохой радиосвязи. Выбор Мокфорда объясняют по разному. Я же расскажу читателю свою версию, до которой я докопался, перерыв груду литературы. Мне попалось его письмо, к  сестре по имени Джоли, в котором он сообщает, как ему пришла на ум эта гениальная мысль. Среди рассказа о своих раздумьях над заданным вопросом, автор сообщает, что 13 мая 1923 года, в яркий майский день, он вышел из здания аэропорта  и двинулся в сторону фонтана, где сидели на скамейках пассажиры. Молодой, симпатичный радист в форме авиакомпании, был оглушен увиденным: к нему на встречу шла белокурая девушка, в красной юбке, красных туфлях на каблуках и блузке в красный горошек. На ее голове была красная шляпка. Я не буду описывать все остальное, потому, что письмо достаточно личное, а только скажу, что Мокфорд оказался  полным идиотом. У него была возможность познакомиться с этой девушкой, поднести ей чемодан, наконец! Фредерик Стенли Моокфорд был хороший радист, но очень застенчивый человек. Он не подошел к понравившейся девушке, а стоял остолопом и провожал ее взглядом до самого входа в аэропорт. Девушка обернулась и помахала ему рукой. Радист остался радистом! Он изобрел  сигнал, которым пользуются все службы мира, но потерял свое счастье. Он потом долго будет искать эту девушку, но так и не встретит ее. Будет четырежды женат, но никогда не будет счастлив. Шанс упущенный им 13 мая 1923 года и родил сигнал «ПОМОГИТЕ МНЕ».
Остается рассказать, почему английский радист хорошо знал французский. Ну. тут все просто! Тогда авиакомпании обслуживали один-два рейса. Вот и летала компания нашего радиста в Париж, аэропорт Ля Бурже. Девушка была француженкой, месяц был май, число 13. Не повезло парню!
Однако, не всем так не повезло в жизни! Придется рассказать вам еще одну историю, про авиадиспетчера.
Так уж случилось, что  родился я 13 мая. Год уточнять не буду. Скажу лишь, что в середине прошлого века! Помните, моего товарища однокашника, который навел лоск на курсанта морячка в Пушкине? А пойди-ка ты сюда, пред светлы очи моего читателя, Самарин Владимир Николаевич! Расскажи, ему, как ты на моем дне рождения, 13 мая 1982 года, на выпускном курсе, познакомился со своей женой Ириной,  классной девчонкой с большими удивленными глазами? И, прожил с ней, считай уже 33 года, душа в душу, нарожав себе кучу внуков!
А, все, почему друзья мои! Дружок мой, у которого я был свидетелем, на той веселой свадьбе, АВИАДИСПЕТЧЕР, а не лопух, какой, то из радистов!
Сигнал Mayday используется в любых ситуациях, которые представляют непосредственную опасность для жизни людей. К таким ситуациям относятся, например, взрыв, пожар, неминуемая угроза затопления судна и т. п. На морском судне он может быть передан только по распоряжению капитана. В ситуациях, которые не несут угрозу жизни, используются другие сигналы.
Mayday, может быть передан на любой частоте. Однако существуют частоты, специально предназначенные для передачи сигналов бедствия. Морские спасательные службы и службы управления воздушным движением постоянно прослушивают эти частоты, и обычная радиосвязь на них запрещена, поэтому вероятность того, что сигнал будет принят, выше.
Однако мой рассказ об авиадиспетчерах был бы не полным, если бы я не довел читателю, еще одно событие, которое, чуть не привело к непоправимому.
Утром в воскресенье в 9.44 в небе над аэродромом Шереметьево чуть не произошла страшная катастрофа. «Боинг-737» авиакомпании «Дон-Авиа» с 51 пассажиром и 6 членами экипажа на борту слишком стремительно начал набирать высоту при взлете, сообщает «Газета СНГ». И чуть не протаранил «Боинг-767» американской авиакомпании «Дельта», совершавший посадку. На его борту было 219 пассажиров и 12 членов экипажа.
Диспетчер управления воздушным движением Владимир Николаевич Самарин связался с летчиками из Ростова и приказал им немедленно снижаться. Экипаж оперативно выполнил это указание. Самолеты разошлись в небе на расстоянии 11 километров.
Читатель узнал фамилию моего курсантского дружка? Вот такие они ребята, эти АВИАДИСПЕТЧЕРА! Запомните этого человека люди — он своим профессионализмом спас многие жизни. Как понимаете, героем себя не считает. А вот я думаю иначе.
Авиадиспетчер — авиационный специалист, осуществляющий контроль и обслуживание воздушного движения с авиадиспетчерского пункта.
Главной функцией авиадиспетчера является обеспечение безопасного, регулярного и упорядоченного движения самолётов, вертолётов и других воздушных судов (далее ВС). Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания воздушной навигации, авиационной метеорологии, а также строго установленные правила и инструкции, регламентирующие детальным образом все аспекты его деятельности. Например, для обеспечения безопасного расхождения ВС в воздухе, авиадиспетчер применяет правила вертикального, бокового и продольного эшелонирования (рассредоточение воздушных судов на безопасные расстояния в горизонтальной и вертикальной плоскостях).
Организация работы авиадиспетчера (диспетчера обслуживания воздушного движения) представляет собой комплексный процесс взаимодействия авиационных диспетчерских пунктов, находящихся в структуре Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) или взаимодействующих с ней.
Для выполнения своей функции, авиадиспетчер использует в работе радиотехнические средства навигации, радиосвязи с экипажами ВС, телефонной связи. Также рабочее место авиадиспетчера оснащается компьютерами (ЭВМ), мониторами отображения воздушной обстановки, метеорологической обстановки, сигнальными табло, средствами связи, таблично-знаковыми индикаторами, планшетами, столами ведения графиков, справочной документацией и пр.
Для обеспечения эффективных использования воздушного пространства и контроля полётов ВС, воздушное пространство делится на классы и районы ответственности диспетчерских пунктов. По типу выполняемых технологических задач их разделяют на диспетчерские пункты планирования использования воздушного пространства и диспетчерские пункты непосредственного управления воздушным движением. Таким образом, контроль полёта начинается с момента представления плана полёта, до его закрытия или отмены, а контроль за движением ВС осуществляется с момента покидания им стоянки перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.
Прошло много лет с моего выпуска. Так уж сложилась моя жизнь, что мне пришлось поменять профессию. Я не долго побыл авиадиспетчером. Совсем немного в гражданской авиации, а затем авианаводчиком в военной. Это тоже специалист этого профиля, но связанный с боевым применением страшного оружия – авиации. В Афганистан, я уехал совсем в другом амплуа – офицером разведывательно-диверсионной группы спецназа одного уважаемого ведомства. С ним и будет связана вся моя дальнейшая жизнь и служба. Отправляя мою группу на задание, мне никогда не давали авианаводчика, потому, что я знал его работу. Душманы платили огромные деньги за головы этих спецов . Все мои знакомые, воевавшие авианаводчиками, изранены и увешаны наградами. Многие, уже никогда не вернутся из боя. Спросите любого воина о них,  и он, выскажет большое уважение к труду этих людей.
Да-а-а!!! Минуло много лет. Я многого достиг, но все так, же летаю во сне и руковожу белыми лайнерами, в которых летят беззаботные пассажиры, и которым невдомек, что они под неусыпным присмотром, моих побратимов авиадиспетчеров. А раз так, то можно ни за что не волноваться! Приятного полета господа!

-Друзья, вернулись вы ко мне!
Гнезда Петрова удальцы.
В Неве искупанные все,
Проспекта Невского жрецы.

Собор Казанский оком кинул
Он крылья колоннады вширь
Как руки братские раскинул
Увидев адмиральский шпиль.

Он дивится, на лица глядя
На нас ушедших в мир большой
А  мы, с победой в жизни ладя
К нему вернулись, как домой.

Седые волосы мнет ветер
Кашне под горло – годы все ж!
Погон больших блеск яркий светел
И «кто здесь кто?» не разберешь.

Минули годы молодые
Труды по жизни для людей.
Но вы, такие же, родные
Как в годы юности моей.

У многих на груди отвага
Посеяла медалей ряд.
Выпускники, родной ОЛАГА,
На берегах Невы стоят.

Нам здесь знакомо все до боли.
Град стольный Богом ты храним
Мы ленинградцы — дети воли.
Тебе спасибо говорим!

© Copyright: Комиссар Катар, 13.05.2014г.
Свидетельство о публикации №214051300720