Комиссар Катар

«Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти»
(Владимир Мономах).

Среди множества человеческих профессий, есть такие, о которых говорить в светском кругу не принято. Живут они в нашем мире как бы сами собой, мы все знаем о их наличие и даже необходимости, не говоря уже о полезности обществу, но стараемся не упоминать из чувства самосохранения или брезгливости, а то и просто от желания оградить себя от мыслей о бренности земного существования. Многие люди стесняются заявить о наличие у них родственников в патологоанатомии, ассенизаторстве, могильном деле. Помнится, мне самому, прошедшему ад войны в одной восточной стране и прослужившему  многие годы по приказу командования в исправительных учреждениях, страшновато было заходить по делу, в кабинет директора областного бюро ритуальных услуг. Тем более вход в его апартаменты, лежал мимо выставки гробов и венков, с массой приставленных к стене образцов деревянных крестов. Я, двухметровый спецназовец откровенно трусил открывая дверь в приемную. Ожидая встретиться лицом к лицу с секретаршей самого черта в образе Булгаковской Геллы-вампирши. А ведь я к тому времени видел на войне такое, что и не снилось иному патологоанатому. Военные картины до сих пор заставляют кричать меня во сне и просыпаться в холодном поту, разбросав истерзанное тело на смятых простынях.

Война страшная штука!!! Не ходите на войну, люди!!! Не надо!!!
Мне сейчас часто попадаются возможность увидеть людей, прошедших ужас войны в украинском АТО. Я знаю этот взгляд человека побывавшего в пекле боев или увидевшего разрушительное действие войны наяву, а не в фильмах на героико-патриотическую тему. Помню, как меня поразил развороченный Сараево, город Олимпийских Игр. В моей семье много чемпионов, есть и обладатели высших наград Олимпа. Так уж сложилось, что я с трепетом смотрю на поднятие олимпийского флага и огонь состязаний и переживаю пожалуй за все виды спорта, до конца верю в победу и радуюсь удаче любого спортсмена в независимости от его национальной принадлежности. Торжество идей олимпийского движения, мечты наивного утописта Пьера де Кубертена, олимпийские награды моих родичей и сам дух борьбы, разбился о остовы разрушенных многоэтажек Сараево и с черным дымом улетел к небесам, воскуряя смрад человеческому тщеславию, самым низменным его порокам и подлости.

Да, война дает своих героев, которых чтят потомки, устанавливая им грандиозные монументы. Неоценима заслуга спасителя Отечества, храброго солдата, отдавшего жизнь за други своя. С детских лет, от родника народной памяти, от самых потаенных глубин народного сердца человек слышит о подвигах былинных героев. Пересвет и Ослябя, Илья Муромец и Добрыня  с Алешей, Суворовские чудо-богатыри, Александр Невский и князь Пожарский, Жуков и Рокоссовский, Руслан Аушев и Борис Громов все они гордость и достояние нашего народа. И какая разница, к какой национальности  они себя относили? Все они РУССКИЕ СОЛДАТЫ принесшие славу и свободу  Родине в трудный для нее час.

Однако,  скажу по секрету читателю, что когда у меня дома собираются мои боевые товарищи завешанные наградами и меченные боевыми шрамами, все единогласно говорят, что спортивные медали моей дочери, многократно выше и достойнее наших, данных нам на пляске смерти. Думаю воевавшие  люди, поймут сказанное мною.

Работа военного – тяжелая работа. Нам приходится убивать врага, который, кстати, тоже имеет свои мотивации убить нас. Однако совершивший подвиг солдат, всегда будет уважаемым человеком. Впрочем не все в нашей дружной военной семье  уважаемы за свой труд. Я хочу в этой миниатюре рассказать об одной военной профессии, которая пользуется особой неприязнью и страхом у обывателя, а ведь она необходима обществу в той или иной мере. Речь пойдет о палаче.
 А начну я свой рассказ с того, что во времена Иоанна Грозного, не смотря на созданный этому царю, имидж палача, за все годы его правления, по спискам Разбойного приказа, было казнено, только 300 человек. И это, при том, что в имени царя Ивана слились деяния трех государей.

Грозный был грозен не своей земле, а врагам ее ливонцам, бунташным холопам государства Российского. Ливонцами русичи называли не рыцарей маленького Ливонского рода, а всю западную Европу-Ливонию, которая была вотчиной русских государей. Кстати наказание «лишение живота» при царе Иване полагалось всего за 4 вида преступлений. Это позже, узурпаторы власти русско-ордынских императоров ведших свой род от ромейских василевсов Византии, немцы Романовы, зальют кровью некогда счастливую страну. Великая Смута – государственный переворот задуманный Романовыми и папой римским. Лишь после падения русской империи, в результате войн реформации появились в Ливонии независимые государства известные сейчас по карте. До 17 века Европа была провинцией Руси. Именно Романовы оболгали старую династию и придумали опричнину, против которой и выступал Иван и те, кто объединен в его образе. Вот тогда и появилась легенда о Малюте Скуратове, думном дворянине Григории Бельском!!! Вот тогда то и понадобился узурпаторам престола образ палача, который в эпоху русско-ордынского правления имел совсем иные очертания, чем те, которые мы представляем сегодня.

Так кто же они, русские палачи? И почему народ той эпохи их не боялся, а родство с этим персонажем русской действительности не было зазорным.

Палачами на Руси называли  «заплечных дел мастерами» и «катами». Они осуществляли как смертную казнь, так и истязание, пытки, отсечение конечностей, и телесные наказания.
До XIX века относительно палачей действовал боярский приговор 1681 года, по которому в палачи назначались охотники (добровольцы) из посадских и вольных людей; при отсутствии охотников, посадские обязаны были выбирать из своей среды из «самых из молодчих, или из гулящих людей, чтобы во всяком городе без палача не было».

Несмотря на это, во многих городах не было палачей, и приходилось командировать для исполнения казни палачей из столицы. Указом Сената 10 июня 1742 было определено количество палачей для губернских городов по два, для уездных — по одному.
Жалованье палачам полагалось давать из «государевой казны, из разбойного приказа» (Уложение 1649 года); по указу 1680 года, «годового жалованья по 4 рубля каждому, из губных неокладных доходов»; по указу 1742 года — выплачивать жалованье за платье и хлеб по 9 рублей 95 копеек в год.

По указу 15 марта 1798 палачей, отставленных от должности по старости или болезни, приказано было распределять на жительство в 60-вёрстном расстоянии от губернского города для пропитания посильными трудами или отдавать на попечение родственников.
Недостаток в палачах заставил министров внутренних дел и юстиции войти в Государственный совет, с представлением, утверждённым 27 декабря 1833, по которому избирать «в сию должность из осуждённых решениями уголовных палат в ссылку в Сибирь и к наказанию плетьми, освобождая с тем вместе таковых от присуждённого им телесного наказания». Через три года потребовались дополнения: Государственный совет постановил, что «если бы никто из них» — то есть упомянутых в положении 1833 года — «не изъявил желания быть заплечным мастером, то предоставить губернским правлениям назначать из присуждённых к отдаче в арестантские роты, по их на то согласию, или вольнонаёмных»; в случае же отсутствия желающих помещать в палачи насильно из преступников, названных в положении 1833 года. Против воли нельзя было отдавать в палачи больше чем на три года.

Вольнонаёмным палачам полагалось жалованье: в столицах 300—400 руб., в губернских городах 200—300 руб. в год, при казённой одежде и довольствии. Положение 27 декабря 1833 года назначило в столицах по три палача, в губернских городах — по два. С изданием этого Положения, выдача жалованья палачам, кроме вольнонаёмных, была прекращена, и на содержание их отпускалось удвоенное количество положенных для арестантов по табели кормовых денег, с выдачей им одежды на положенные для арестантов сроки. Жили палачи при тюрьмах в отдельном от арестантов помещении. До 1838 назначение и увольнение палачей зависело от губернских правлений; с этого времени обязанность эта перешла ко Второму департаменту управы благочиния.

Желавшие поступить в палачи подвергались испытанию и учились мастерству у прежде поступивших. Учение производилось на деревянной кобыле, на которую клали изображение человеческой спины и плеч, сделанное из берёзовой коры; удары клали крест-накрест, наблюдая, чтобы конец плети не касался тех мест, где должны быть голова и бока. Орудием наказаний были палки, розги, кнут, плеть, кошки, линьки, батоги и клейма. До 1801 года палачи производили и пытки подозреваемых. Профессия палача, естественно, не являлось сколь-либо престижной, и потому имел место кадровый голод. Требовались палачи любые, не обязательно квалифицированные. В 1768 г. Ярославская провинциальная канцелярия не смогла заполнить штатную должность и даже объявила публично о поиске палача-добровольца.

В XIX веке также ощущалась нехватка квалифицированных палачей. В 1861 году зрителей перестали пускать к месту проведения казней, поэтому мало кто был свидетелем непрофессиональности палача, который казнил убивших Александра II народовольцев. Присутствовавшая при казни супруга одного из чиновников Министерства внутренних дел Российской империи описывала это так: «Повешен первым Кибальчич. Его удачно повесили: он скоро умер. Потом Михайлов, который был четыре раза (если так можно выразиться) повешен: первый раз он оборвался и упал на ноги; второй раз веревка отвязалась, и он упал во весь рост; в третий раз растянулась верёвка; в четвёртый раз его пришлось приподнять, чтобы скорее последовала смерть, так как слабо была завязана верёвка».

В августе 1906 в чрезвычайном порядке был принят закон о военно-полевых судах для террористов. Закон требовал, чтобы военнослужащих расстреливали, а гражданских лиц вешали. Но из-за нехватки палачей повешение часто заменяли расстрелом, который производился воинскими подразделениями. Командующий войсками Одесского военного округа А.Каульбарс доносил 20 сентября 1906 военному министру, что частые казни «через расстрел производят неблагоприятное впечатление на войска». На этом основании он просил отпустить ему аванс на оплату палачей для совершения казней через повешение вместо расстрела. Однако в этой просьбе ему было отказано.

Я специально не комментировал информацию о палачах, что бы читатель почувствовал разницу, между палачами, которые существовали по боярскому уложению от 1681 года и романовскими палачами, созданными по западному образцу.
Вот , например, описание одной из акций прилюдного исполнения приговора романовской эпохи:
«На плацу, как теперь вижу, была врыта кобыла; близ нея прохаживались два палача, парни лет 25-ти, отлично сложенные, мускулистые, широкоплечие, в красных рубахах, плиссовых шароварах и в сапогах с напуском. Кругом плаца расставлены были казаки и резервный батальон, а за ними толпились родственники осужденных.

Около 9-ти утра прибыли на место казни осужденные к кнуту, которых, помнится, в первый день казни было 25 человек. Одни из них приговорены были в 101-му удару кнутом, другие — к 70-ти или 50-ти, третьи — к 25-ти ударам кнута. Приговоренных клали на кобылу по очереди, так что в то время, как одного наказывали, все остальные стояли тут же и ждали своей очереди. Первого положили из тех, которым был назначен 101 удар. Палач отошел шагов на 15 от кобылы, потом медленным шагом стал приближаться к наказываемому; кнут тащился между ног палача по снегу; когда палач подходил на близкое расстояние от кобылы, то высоко взмахивал правою рукою кнут, раздавался в воздухе свист и затем удар. Палач отходил на прежнюю дистанцию, опять начинал медленно приближаться и т.д. ( ... ) первые удары делались крест накрест, с правого плеча по ребрам, под левый бок, и слева направо, а потом начинали бить вдоль и поперек спины. Мне казалось, что палач с первого же раза весьма глубоко прорубал кожу, потому что после каждого удара он левою рукою смахивал с кнута полную горсть крови. При первых ударах обыкновенно слышен был у казнимых глухой стон, который умолкал скоро; затем уже их рубили как мясо. Во время самого дела, отсчитавши, например, ударов 20 или 30, палач подходил к стоявшему тут же на снегу штофу, наливал стакан водки, выпивал и опять принимался за работу. Все это делалось очень, очень медленно.

Под кнутом, сколько помню, ни один не умер (помирали на второй или третий день после казни)».
Ну что же, с романовскими палачами все ясно, крайняя жестокость европейской исполнительной системы, приняла во времена их правления самые жестокие формы. Описанные выше факты из жизни палачей этой эпохи впечатляет. А вот как дело обстояло с палачами до Романовых?
Предлагаю обратиться к памятнику русской юриспруденции, первому известному документу именуемому «Русская правда».

«Русская правда» — первый письменный источник русского права -смертной казни не знала. Как отмечал историк права профессор Н.П. Загоскин: «...Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа ,как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще».
После крещения Руси именно греческие епископы рекомендовали князю Владимиру заимствовать римско-византийскую карательную систему, широко применявшую смертную казнь. Но сам князь отнесся к их совету неодобрительно.
Распространение смертная казнь получает при Иване Грозном, а точнее при его родственнике царе Симеоне Бекбулатовиче, образ которого слился с образом царя Ивана. когда было казнено около 4 тысяч человек.

Сам царь не утвердил ни одного указа о смерти и став блаженным, постригся в монахи. Именем его назван собор Василия (крестное имя царя Ивана) Блаженного, стоящий на Красной площади в Москве. Кстати, имя Василий и означает царь! Василевсами звали императоров Второго Рима Византии, потомком которых и был грозный царь из рода Комнинов-Рюриков.
А знаете кого казнил Симеон? Да конечно же сепаратистов Романовых и их приспешников, которые без малого 30 лет раскачивали государство. Причем цифра в 4000 не заслуживает доверия ибо появилась она во времена правления Елизаветы Петровны, последней из династии Романовых. Далее Русью будут править те, кто и капли русской в своей крови не имел.
Дальнейшее расширение области применения смертной казни имело место при Петре I, когда она могла быть назначена за 123 составапреступлений, (а том числе за незаконную порубку леса, за драки на спорных землях и т.п.).

Вот так читатель! Древняя Русь не знала смертной казни и карала совсем иными методами. Например, заточением в монастырь, который исполнял по тем временам функции тюрем. Остроги и ссылки появятся на Руси аж во времена немки Екатерины, когда разбив последнего ромейского потомка, русско-ордынского царя, известного нам как Емельян Пугачов, Романовы получат доступ в Сибирь. Да! Ты не ослышался читатель, война с Пугачевым не была войной с крестьянами и казаками. Это была война Московии с остатками Великой Тартарии со столицей в Тобольске. А Емельян не был донским казаком Зимовейской станицы. Про это можно прочитать в моей миниатюре «Ордынский царь».

Ну что же? Я думаю пора пояснить, разницу между палачом и катом. Сразу скажу, что слились они в единое понятие опять же при Романовых.
Русское слово палач переводят по разному, одни говорят о палаше, а иные о палке. Все это полуправда. А вот если вы попробуете перевести слово ликтор с латыни, то вам словарь ответит однозначно: это палач.

«Воздав должное богам, Ромул (основатель Рима) созвал толпу на собрание и дал ей законы, – ничем, кроме законов, он не мог сплотить ее в единый народ. Понимая, что для неотесанного люда законы его будут святы лишь тогда, когда сам он внешними знаками власти внушит почтенье к себе, Ромул стал и во всем прочем держаться более важно и, главное, завел двенадцать ликторов. Иные полагают, что число это отвечает числу птиц, возвестивших ему царскую власть, для меня же убедительны суждения тех, кто считает, что и весь этот род прислужников, и само их число происходят от соседей-этрусков, у которых заимствованы и курульное кресло, и окаймленная тога. А у этрусков так повелось оттого, что каждый из двенадцати городов, сообща избиравших царя, давал ему по одному ликтору».

Вот тебе раз!!! Римляне получили палачей от этрусков!!! Причем этруски уважали этих людей!!! Почитай мою миниатюру «Телушки новгородские» и ты поймешь. Что этруски это не загадочный народ, а самые обычные славяне и их письмена, на которые европейцы пялятся как бараны на новые ворота, прочитает любой православный поп, знающий церковнославянский язык и кириллицу.

Что это за курульное место упоминает Тит Ливий? А окаймленная тога?
Да все просто! Курульным местом именовался королевский трон, а тогой королевская мантия. Круль, король произошли от русского слова курулить – править. То есть, король просто назначаемый правитель. А кем он назначался? Да конечно императором! А кого европейцы считали императором? Да конечно правителя Рима. Вот только не созданного мифическими Ромулом и Ремом, а реального императора Третьего Рима – царя Руси-Орды-Великой Тартарии. Белого царя, наследника павшей Византии-Второго Рима. И происходило это все не в седую старину, а в раннее средневековье. История народов искусственно удлинена.Все эти древние Римы. Греции, Китай, Месопотамия, Шумер существовали в одно время с Великим Новгородом – союзом городов Золотого Кольца России. И даже немного позже. Современный Рим имеет отношение к древности, как я к балету: чего то слышал. Но в основном басни.
Впрочем это иная история и не к этой миниатюре. Я и так выбиваюсь из ее рамок в беседе с тобой, мой дорогой читатель. А ведь тебя на мякине не проведешь, ты воробей стреляный. Поэтому, давай про Рим поговорим в другой раз?

Ликтор (лат. lictor) — особый вид госслужащих; упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей . Первоначально ликторы были исполнителями распоряжений магистратов cum imperio. Впоследствии осуществляли только парадные и охранные функции при них, заключавшиеся в сопровождении высших магистратов и наблюдении, чтобы тем оказывали надлежащие почести. Были вооружены фасциями. 
Ликторы назначались, как правило из числа вольноотпущенников. Вольноотпущенники (либертины, лат. libertini) — в  Византии, а также в отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы. Стояли они возле престола императора с боевыми топорами на плечах. 
Фасции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов.

Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами. Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.

Читатель! Прошу тебя, езжай на Волгу скажем в Ярославль, Кострому, или скажем Суздаль. Спроси, чем наказывает на берегах великой реки, мать нерадивого своего пострела? А заодно поинтересуйся,  как называется вязанка березовых прутьев у церковно-приходского дьячка из которой дергались розги, которыми охаживал церковный служка нерадивых своих учеников? Вот так и тебе читатель говорю: не будешь меня слушать, надергаю ПАЛАЧЕЙ и (ей-ей!!!) выпорю по первое число.

Да  просто Ромул тупо скопировал царских РЫНД стоявших у престола русского государя. Знаете таких, в высоких горлатых шапках и белых свитках, стоявших по левую и правую руку царя. Его телохранителей, которые ( уж будь спокоен) за своего батюшку и головы отрубят и выпорют, и в Соловки отправят. Палачи одним словом. Вот только на Руси они с серебряными секирами стояли (при богатстве то нашем мы и купола золотили и на  мелочи не экономили), а в Европе того периода, населенной дикими варварскими племенами, с пучками розог и воткнутым в их лезвием топора. Примерно как сейчас африканское племя копирует королеву Англии. Роскошь из подручных средств!!! В ход идет все: консервные банки и листы жести, стеклянные бусы и позолоченное ситечко для заварки чая.

Да и не понимали дикие  пра-итальянцы, что  первые рынды не получали жалование от государя, а за право его охранять, сами платили в казну ибо великой честью считалось у бояр русских отрока своего до престола царского вознести. Вот и считали неучи ливонские, что  рабы там стояли выкупившиеся из неволи. А на деле, там стояли отпрыски  лучших родов России, холопы своего царя и палачи. Кстати холоп и раб разные слова, лукаво сведенные по смыслу в близкие понятия.
Дорогой читатель! Русский язык это наследие предков и зная его, ты сможешь открыть  уникальные знания, оставленные нам нашими дедами. Это только для дурака ливонца, перепуганного великолепием царских чертогов стоящие у трона палачи казались мастерами пытошного дела и смерти. Не разобравшись в сути, они слепо копировали то, что единственное видели перед глазами.: историю и культуру великого славянского народа, давшего жизнь и знания многим народам мира. Получилось у них это куцо и потому мы имеем сейчас европейскую культуру и государственность двойных стандартов. Воспитанные на лжи, ливонцы не чувствуют исторической опоры и от того всегда будут побиваемы русскими. Потому, что великий народ, хоть и оболган в мировой истории, но на генном уровне чувствует себя воином и созидателем, защитником и мастером.

И лишь отказ от своих корней может привести его к краху, как происходит сейчас на Украине, где многие осознали себя ЛИВОНЦАМИ, откинув свое наследие, как ненужный хлам. Невозможно, не чувствуя себя русским, побеждать того, кто осознал свое отношение к своему народу. Причем национальность здесь не играет роли. Русский дух есть и узбека и таджика, татарина и чечена. У всех, кто ощущает себя единым с нашей общей историей.
Учитывая сказанное, я думаю, что на Украине в ближайшее время палачи не понадобятся. Ну не стоять же с дубиной возле еврея Порошенко или пастора Турчина? (Или боже упаси около Юльки-революционерки!).

А вот русский кат им скоро пригодится, и дай бог тонкошеему Кролику не оборваться с глаголя. Порождение западной цивилизации русский кат, именуемый на западе палачом, укажет верный путь любителям поживиться за счет народа. Но это совсем другая история в которой ничего удивительного нет. Посеявший ветер, пожмет бурю.
Так что, слава русским палачам-рындам-ликторам!!! Поклон вам, верным сынам Отечества.

Рында (Посольский топор) – напоминал уменьшенную копию бердыша. Размер всей рынды был чуть меньше метра. Часто топорище изготавливалось из металла. Второе название бердыша ПАЛОЧЬНЯ, от палки и ОЧЬНИ — полукруглого боевого топора. Это слово сохранилось и в современном языке, но в измененном виде — очный. Очная ставка, очное обучение, то есть под непосредственным наблюдением за кем либо. В древности очная работа и была работой рынды.
РЫНДЫ — По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей — рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

© Copyright: Комиссар Катар, 2014
Свидетельство о публикации №214080500879