Комиссар Катар

"Штурманы — отродье хамское, но дело свое зело разумеют. А,посему — в кают-компанию их пущать и чарку давать. Во время абордажного же боя на верхнюю палубу не пущать, дабы они своим омерзительным видом не смущали христолюбивое воинство.
"(Поддельный Указ  царя Петра «О штурманах»)

Свою военную карьеру, я начинал с обучения в Ленинграде, на штурманском факультете. Незабываемое было время! Мы молодые слушатели академии, вчерашние десятиклассники, прикоснулись к миру авиации, и по настоящему, полюбили ее на всю свою жизнь. Мне повезло с преподавателями и хотя штурманская наука вещь необычайно сложная и каверзная, требующая знания математики, радиодела, тригонометрии и многих иных наук ( не даром в дипломе стояла квалификация инженера), я в ней был дома. Даже сейчас, по прошествии многих лет, когда жизнь и командование заставили поменять профиль службы, на органы правопорядка, я не забыл всего, чему нас учили наши преподаватели. Разговаривая со своими однокашниками, настоящими профессионалами своего дела, я прекрасно ориентируюсь в их сложном деле, и если есть непонимание, то оно легко устранимо, достаточно задать несколько уточняющих вопросов.
Штурмана народ веселый, народ особенный, что на флоте, что в авиации. Их как правило любят в экипажах, уважают в авиадиспетчерских службах аэропортов (читай лоцманских службах, которые разновидность штурманской службы), к ним благосклонны стюардессы и тепло относится начальство.
В начале свое своей карьеры я летал в составе экипажа из 7 человек: два летчика-пилота, радист, бортинженер, кормовой стрелок, штурман-бомбардир и я – штурман-навигатор. У меня был очень опытный экипаж, а наш командир родился летчиком от Бога. Для него самолет и пилотирование не были сложнее велосипеда и езды на нем. Можно много рассказывать о наших полетах, все они были захватывающими, но был один случай, про который ходят нынче байки во всех авиациях мира.
Мы возвращались из долгого и изнурительного полета на родную авиабазу. Была глухая ночь и мой самолет, натружено греб винтами в море рассыпанных звезд, подсвеченный светом серебристой Луны. Кто читал, Экзьюпери «Ночной полет», тот может представить всю красоту, разворачивавшегося действа природы, перед лобовым остекленением нашей кабины. Подсвеченная ультра-фиолетовыми лампами, кабина и люди в ней казались фантастическим зрелищем инопланетного происхождения и невольно представлялось, что за тонкой дюралевой обшивкой фюзеляжа,  бездна во многие километры. Я высунул голову в блистер (прозрачный выпуклый колпак) астрокомпаса и посмотрел на хвостовое оперение и винты. На хвосте стояла великолепная корона, огней святого Эльма, они же перебегали по винтам. Странное дело, но атмосфера грозовой не была.
Обсуждая эту красоту и тайну ее возникновения, мы подошли к поворотному пункту маршрута, и я дал команду взять курс 360.
Летчики, заложив самолет на правое крыло, начали доворачиваться почти на 60 градусов от предыдущего курса, точно в установленном навигацией месте.
Читателю следует понять, что самолет имеет парусность, а атмосферные ветра сносят его с линии пути, поэтому нужен постоянный контроль со стороны экипажа, дабы удержаться в рамках заданного коридора полета, ветер просто может унести на многие километры от трассы. Поэтому самолет летит не ровно, а под углом к ветру, учитывая угол сноса. Это так называемый «треугольник скоростей», основа основ любой навигации.
Я взглянул на компас и обомлел: мы проскочили север и уверенно крутились вокруг собственного хвоста. Понимая неладное, я закричал в самолетно-переговорное устройство (СПУ), предназначенное для связи в кабине:
— Мужики! Сильно заложили! Курс проскочили! Давай влево с креном 20, на курс 360!
Экипаж снова начал выполнять команду, теперь уже доворачиваясь влево.
Я смотрел на картушку компаса и видел, как бежали цифры:
— 20 градусов
— 10 градусов
— 0 градусов
— 350 градусов
Я снова заорал в СПУ:
— Куда крутишь?! Опять проскочили! Ноль возьми! Ноль! Норд! Север!
В этот раз мы легли на заданный курс и я скорректировав ветер, похлопал по плечу командира:
— Слава! Ты чего вокруг хвоста то крутился?
Ответ поверг меня в изумление:
 - Искал 360 градусов на картушке компаса.
И тут я понял! На картушке нет цифры 360, а есть «ноль»! Он следует сразу за 359! Потому что в круге 360 градусов! Так вот мой боевой командир, ас и профи, впервые от меня узнал, что курс «ноль» и «360», это одно, и тоже.
Рассказал я это читателю не просто так, и не ради его улыбки. Сказано все это, для понимания важности специальности штурмана. Конечно, сейчас  многое делает аппаратура и штурмана в авиации уже редкость, все больше на севере, да только навигация все равно имеет свои законы и бортовой компьютер, работает по ним. Если же происходит сбой в системе, то наступает то, что штурмана всего мира определяют словом «блуданул». То есть экипаж потерял ориентировку и ее нужно восстанавливать, иначе гибель неминуема. Хорошо в этом вопросе вертолетчикам, приземлился у шалаша пастуха и спросил в какой стороне Москва, да сколько верст до нее. Дед направление и покажет. Такая методика восстановления ориентировки, называется « методом опроса местного населения». А вот нам было сложнее: многотонную машину не посадишь без известного фурора, на поле васильковом, тем более, если она не просто лайнер, а боевой самолет с запасом эквивалента тротила, равного взрыву в Нагасаки или Хиросиме.
Вот так и государства, которые ведут президенты-командиры, не знающие, всех проблем на маршруте. От того то и набирают они команду, дабы провести страну по заданному пути.
Этот экипаж появляется не просто, командира выбирают, а уж остальных членов он назначает. Дальше все зависит от слетанности и мастерства, возможностей самого самолета, служб наземного обеспечения, спокойствия самих пассажиров – граждан страны, доверившихся экипажу и конечно, личной удаче командира.
Недавно я прочитал интересную заметку за 2013 год.  Меня она несказанно удивила, и я решил порыться в архивах. Прочитанное там, привело меня к глубокому убеждению, что все 24 года независимости Украина, пилотировалась полными бездарностями. И это проявлялось во всех сферах ее жизни.
Вот посуди сам:
«Пассажирский поезд №120, следовавший по маршруту «Львов—Запорожье», свернул не в ту сторону и прибыл в Днепропетровск, которого в маршруте не было.
Ранним утром в среду, 7 августа, пассажирский состав остановился в Верхнеднепровске (Днепропетровская область).
При этом было объявлено, что поезд проследует до Днепропетровска — хотя, согласно маршруту, он должен был следовать в Кривой Рог и далее до Запорожья. Каких-либо компенсаций в связи с этим пассажирам не предоставили, пишет издание.
В Приднепровской железной дороге информацию об ошибке на маршруте подтвердили. Там рассказали, что на станции Пятихатки поезд был направлен не в ту сторону.
Это произошло из-за того, что «перед проездом поезда на одном из участков железной дороги проходил ремонт» — из-за этого состав направили по ошибочному маршруту.
Я невольно представил, в какую лагерную пыль, растер бы товарищ Сталин, всех: начиная от проводницы и заканчивая наркомом путей сообщения, случись подобное в его правление. Конечно всякое возможно. Во время войны целые эшелоны с боеприпасами  пропадали на станциях и перегонах. Но ведь виновные жестоко отвечали за подобное. Мне известен факт, когда за задержку в перебазировании станочного оборудования ХаТЗ, прямо на путях был расстрелян военпред, отвечавший за перебазирование, а рядом с ним начальник станции. После этого случая, задержек не было.
Конечно, приведенный пример экстремален, но показателен: нерадивого специалиста лучше не приглашать на ответственную работу. Сам погибнет и других с собой потянет.
Описанное в заметке, впрочем, имеет историческую подоплеку.
Во времена гражданской войны в России, был такой персонаж, матрос Железняк, анархист, командовавший бронепоездом.
Леонид Утесов исполнял про него песню, где в частности были такие слова
Он шел на Одессу, он вышел к Херсону,
В засаду попался отряд,
Налево застава, махновцы направо,
И десять осталось гранат.
Вот этот пример Железняка, как раз и напоминает мне описанную историю про поезд № 120. Вообще, мои преподаватели, называли матросами Железняками нерадивых учеников, справедливо отмечая, что недоучившийся ученик военной фельдшерской школы Железняков,  кочегар торгового флота и просто уголовник из банд Котовского – коронованного вора в законе, взялся не за свое дело. Кстати его поездки на бронепоезде, в конце концов, закончились печально, их разбили в пух и прах, а сам «штурман» погиб. Однако революции были нужны герои и Железняка с воинскими почестями, похоронили на Ваганьковском кладбище, а Утесов исполнил песню, в которой он не монархист, а красный партизан.
Как бы то ни было, а в штурманских кругах матрос Железняк лицо нарицательное.
По моему мнению, в правительстве Украины, всех созывов, исключительно  работали одни Железняки, абсолютно не подготовленные к управлению страной. Это обломки и воспитанники старой советской партийной системы. Все они выходцы из КПСС и ВЛКСМ, причем из той ее части, что первая предала саму советскую идею и родную партию, в которой они неплохо существовали. Трансформировав в последние годы существования СССР, государственно-партийную власть в новый окрас, но оставшись хищниками по натуре, они поставили возможности государства Украина, на служение своей алчности. Будучи никчемными специалистами, с инженерными дипломами, они подвизались на партийных и комсомольских хлебах, краснобайствуя и поучая реальных тружеников. Сами, никогда не верящие в коммунистическую идею, они прекрасно паразитировали на ее теле, и когда от дерева коммунистов отпочковался национализм, они верно угадали перспективу, переселившись на молодую поросль. Они и выдвигали угодного им президента, такого же балбеса, как и они сами, а он набирал в свой экипаж, полных нулей, с бредовыми идеями в головах.
Такое положение дел, не могло не привести этих людей к открытому национал-социализму и фашизму, ведь именно эта форма правления допускает открытое подавление инакомыслия и безвозмездное пользование чужими умами. Вспомните, хотя бы недоучку Гитлера или двоечника Муссолини. Даже испанский хунтовец Франко и тот старался держаться подальше от этой компании. Потому и не попал на Нюрнбергский трибунал, что хватило ума учиться в молодости и повышать квалификацию в зрелости.
Посмотрите на Украину. Начальник управления коммунального хозяйства миллионного города – 23 летний мальчик, выпустившийся в прошлом году из института. Мне приходилось беседовать с таким киндер-сюрпризом. Диаметры канализационных труб ему не ведомы, а давление в них он измеряет в ваттах. Удивительный тип, с подвешенным языком и мыслями сельского забулдыги дьячка. Нет в нем и понимания программы его партии, которая его поставила на пост. Он просто поддерживает то, что ему хочется поддерживать. Потому, что в его селе, откуда он родом, так говорили, что позволяет сделать вывод, что весь исполком его партии из этого же села.
Вообще украинский политикум давно не ведет заумные речи. Все свелось к простым истинам: сало, баба, водка, гроши, ЕС, «Америка нам поможет».
Я думаю. что у американских политехнологов впервые в руках подобный материал, который искренне считает, что война это хорошо, и выдвинув в депутаты ВР, окончательно сбрендившего селюка , объявившего себя запорожским казаком, распиаренного в голом виде на майдановских подпрыгиваниях, ожидает от него похода на Москву.
Я бы хотел объяснить этому «козаку» Гаврилюку, что в черновицком селе, откуда его  вымыло мутными водами очередного крестьянского бунта, запорожцев не было, а были солдаты Австро-Венгрии, а сам он потомок холопов румынских бояр. Вы послушайте речь этого уникума. Это даже не украинский язык, получивший лишь в 20 веке свою грамматику и синтаксис, а заодно и алфавит. Это суржик именно их сельского товарищества, собирающегося в местной «разливайке».
Обратите внимание, на то, что при всех президентах Украины выползали такие нелепы. При Ющенко – бабка Параска, полусумасшедшая старуха из села, в которое и дороги, то не было. При Януковиче это был некий усредненный шахтер, который и уголь то не знал, как ломать. При Кравчуке это челнок-предприниматель с тележкой-кравчучкой, а при Кучме, еврей-баянист, да и вообще просто еврей. Все они прошли красной нитью через правительство и ВРУ ( не правда ли странное сокращение названия для государственного органа?) и стали солидными депутатами и депутатками, министрами и министершами.
Как ни голоси против Путина, а такого президента на Украине не было. Правда появился на какой то момент приукрашенный и распиаренный президент Ющенко, речевку про которого орали на каждом углу, но он оказался суррогатным и мало того подгнившим во всех смыслах этого слова.
Про массовое заражение украинских политиков лепрой именно от Ющенко, кто только не писал. Я думаю, что жест Путина в Минске-2. когда он вытирал руки после рукопожатия с Порошенко, как раз следствие этих мыслей. Президент Петр, целовался со всеми Тимошенками и Турчиновыми, Ющенками и Яценюками, если не в засос, то по-брежневки  смачно. А лепра поцелуи любит.
Впрочем, по моему мнению, у Яценюка глисты. Они с «козаком» земляки, оба с Черновицкой области и оба «этнические  украинцы». Поразительная худоба обоих буковинцев наблюдается!
Кстати, тут недавно арестовали бывшего лидера партии Регионов в ВРУ, Ефремова. Удивительную прозорливость дает украинский тюремный каземат. Из его застенков, донесся крик этого великого хранителя Украины, во времена Януковича:
— Никакой украинской нации не существует!
Странно! Я нашел его речи за 2010 год, там он утверждает обратное и даже законы разрабатывает для этой «титульной» нации.
Короче! Он тоже не штурман!
Вот все сказанное, приводит к мысли, что Украина полностью потеряла ориентировку и не понимает, где она находится.
Я хочу спросить у «титульной нации», глядя на все беды, которые свалились на страну, благодаря таким экипажам, заведших ее в блуд:
— Панове! Это уже Европа или будет еще хуже?
Вот только, ответа я не услышу. Экипаж давно передрался в кабине и уже 24 года летит, хрен знает куда. Восстановление ориентировки невозможно.
В таких случаях высылают истребитель-лидеровщик, который и поведет самолет на аэродром принудительной посадки, или собьет не подчинившийся борт, без всякой жалости.
Государства не самолеты, катастрофы которых расследуют специальные комиссии. Несостоявшиеся государства, как правило, растягивают соседи, не интересуясь содержимым «черного ящика» и причинами падения. Разве дотошные любители истории, вспомнят о том, что был Рим и Австро-Венгрия, Речь Посполита и Единая с Пакистаном Индия, а горы Гиндукаш  означают просто «смерть индусам», из-за количества погибших в них индийских караванов идущих по Шелковому пути.
Распад Украине предсказывали многие. Согласен с этим и я. А еще карпатский мольфар Нечай, миниатюру про которого я написал раньше. Мне кажется, что большой беды здесь нет, потому как мертворожденное тело, все равно не оживить, а больное смертельным недугом дитя, не воскресить.
За 24 года, в этой стране, так и не смогли создать государственности, законности и порядка. А еще, политические школы выпустили в руководство страной массу матросов Железняков, которые и завели ее в беды и войну.
Еще в 1718 году из-за того, что в Финском заливе оказалось ''зело много неизвестных клип, также и старые не прямо поставлены на карту'' , Петр I выразил мнение о необходимости учреждения особой должности '' капитана от пилотов'' , чтобы он, с приданными ему человеками 10 или больше из навигаторов, от Сескара до Дагерота осматривал и новые мели на карту ставил.
По «Регламенту об управлении адмиралтейством и верфью» от 5 апреля 1722 г. в целях улучшения специальной подготовки корабельные штурманы и подштурманы организационно сводились в одну роту, которой командовал капитан над штурманами. В помощь ему выделялся лейтенант и два унтер-лейтенанта. С января 1723 г. впервые после окончания компании на зиму штурманы и подштурманы были откомандированы из экипажей кораблей в штурманскую роту. Ее первым командиром по приказу командира Кронштадского порта вице-адмирала Сиверса стал капитан–лейтенант Ян Сорокольд, а его помощниками были назначены лейтенант Башилов и унтер–лейтенант Малыгин. В марте 1724 г. капитаном над штурманами был назначен капитан 2 ранга Клас Эктов, а его помощником капитан-лейтенант Джон Франциско Бартоломео, исполнявший лоцманскую должность. В декабре 1724 г. Эктов умер, и на его место был поставлен капитан-лейтенант Мартын Янсен Гове.
Капитан над штурманами выполнял отдельные функции, свойственные в нашем понимании обязанностям флагманского штурмана. Так, он должен был проверять журналы штурманов, вернувшихся из походов, совместно с главными офицерами и профессором математическим, организовывал специальную подготовку штурманов, подштурманов и штурманских учеников. Он же с 1704 г. являлся главным лицом, ведающих через своих помощников всеми лоцманами Империи, отвечал за промеры глубин и ограждение рейдов и фарватеров от Кронштадта до Дагерорта, за обеспечение навигационной безопасности плавания кораблей. В его распоряжении находились лоц-галиоты. С 1702 г. лоцманская служба являлась государственным делом, и, согласно Указу Петра I, надлежало «кораблей дожидаться лоцманам на самом море постоянно и дале песков, чтоб за мельми тем кораблям без лоцманов остановок и убытков каких не было». Все лоцманы в Архангельске были набраны из местных «вожей» – поморов. По сложному двинскому фарватеру они проводили суда с таким мастерством, перед которым преклонялись навигаторы Англии и Голландии. Известны и фамилии потомственных лоцманов: Хабаровых, Варакшиных, Котловых, Котцовых и других.
С 1704 г. лоцманы были введены и в Санкт-Петербурге. Они получали жалованье по 6 рублей в год, по 1 рублю за проводку каждого корабля и вознаграждение за оборудование фарватеров и содержание оградительных знаков. В качестве средств ограждения использовались бакены и вехи; справа по фарватеру выставлялись белые бакены и вехи с белым флагом, слева – красные бакены и вехи с красным флагом. Тогда же архангельские и петербургские лоцманы были переданы в введение Адмиралтейств-коллегии и подчинены капитану над штурманами. Наряду с проводкой судов они производили съемки берегов, промеры глубин и выполняли штурманские обязанности.
Помимо Балтийского флота штурманская служба появилась и на других флотах. Так, в августе 1724 года Адмиралтейств — Коллегия утвердила штат Астраханского порта. В соответствии с ним полагалось иметь: штурманов — 3 человек, подштурманов и штурманских учеников по 30 человек.
Рассмотренная организация штурманской службы просуществовала с небольшими изменениями вплоть до 1797 г.
Как видите, к штурманской службе русские цари относились с большим уважением и понимали ее необходимость. Однако, не смотря на то, что должность эта была нужная и важная, Петр Великий, строго указал, держать в узде этот народец. Так своим Указом, он довел до всех чинов империи следующее:
«А ежели капитан прикажет штурману в такия места идти, где он подлинно Еедает, что от мелей или каменьев есть опасности, то он повинен в том капитану заранее объявить и смело об этом говорить. А ежели за время того не объявит, и корабль от этого бедства терпеть будет или пропадет, то не будет оборонять его указ капитан¬ский, но повинен тому, как выше описано (штраф смертной или ссылку на каторгу).
Заканчивая повествование, хочу сказать, что расхожая, в штурманской среде байка, опубликованная в эпиграфе к этой миниатюре, придумана в начале 50 годов в одном из штурманских училищ Ленинграда. Она создана на основании нескольких разных указов Петра, курсантами-штурманами и не является правдой. Однако написанная остроумно, разлетелась по всему белому свету и повторяется всеми командирами как морских судов, так и авиационных средств. На самом деле, это переделанный указ про матросов и нижние чины. Обычная курсантская дурь, которой много увлекался и я в гардемаринские годы своей жизни.
Все таки, хорошее было время, господа! Молодость и огромное небо, которое останется со мной на всю жизнь.
«Матросы отродье хамское, но дело свое разумеют. А посему! Жалование платить, в кабаки пускать, девкам любить. Пособие из сукна выдавать. Будучи за границей на берег не спущать, Ибо он умного слова не скажет и драку учинит. Коков и боцманов держать на шкентеле, дабы они не позорили флот Российский. Каждый матрос, увидев дыру, обязан закрыть ее. Баб и всякую такую утварь на корабль не пущать, а ежели пущать, то по одной на брата дабы не было сумятицы». (Петр)
Кстати слово штурман в авиации появилось только в 30-х годах 20 столетия. И обратите внимание на кабину самолета ТБ-3. На чертежах самолета штурманская кабина называлась командирской (сидел в ней штурман, который и был командиром корабля) и только потом её переименовали в штурманскую.

© Copyright: Комиссар Катар ,17.02.2015 12:06
Свидетельство о публикации №215021700817

Рецензии на произведение «Штурмана»

Да,на судах нашей 31-й бригады ВФ ТОФ такие присказки про «ломоносовских» штурманов применялись широко среди «механического сословия».Благо,что Петре 1 механиков не было.

Станислав Сахончик   05.05.2015 07:13

Интересно было прочитать, спасибо. Тем более, что о штурманах редко кто пишет.Тема авиации вообще мне очень близка. т.к. вся семья связана с гражданской авиацией. Мы и с мужем познакомились на КПП. А муж мой самый настоящий штурман. КЛШУГА, Ленинградская академия.Начинал летать на Ан-24, затем Ту-134, Ту-154, Ил-76, а сейчас А-300, А-320.Что такое планшет, карты и логарифмическая линейка знаю не понаслышке. И всю серьезность, ответственность штурманской специальности прекрасно представляю. Сейчас с обновлением воздушных парков «иномарками» в ГА, с появлением компьютерного оборудования, GPS и прочего, эта специальность, как говорят « уходит в историю» из состава экипажа, но из авиации — никогда.Знакома со многими штурманами и подтверждаю, что люди это необыкновенные. Спокойные,уверенные в себе, с замечательным чувством юмора.А сейчас у нас штурманским делом дочь занимается, она работает в службе Диспач. И , конечно,штурмана из службы Диспач, сегодня « дело свое зело разумеют» , понимают, как дорого может обойтись малейший просчет или ошибка.Так что в нашем роду штурманская специальность имеет продолжение. Надеюсь не последнее.
Улыбнулась байке про «штурмана- отродье хамское»,любят ею штурмана щегольнуть. Из всех типов самолетов больше всего меня беспокоил Ил-76 и хотя муж приводил массу доводов в пользу надежности этой машины, но все за пять минут перечеркивал вид фонаря, в котором и сидит в полете штурман.Фонарь этот (кто не видел Ил-76), находится под пилотской кабиной. На мои беспокойные приставания, типа — не страшно мужу там летать, он очень спокойно отвечал, что как страшно становится, так он шторочки прикрывает. Вот и понятно, что юмор, но как то спокойнее на душе.:))
Понравился Ваш «разбор полетов», но в политику вдаваться не буду. Спасибо за интересную миниатюру.Читала, что день штурманской службы ВВС России отмечают 24 марта. Можно сказать — праздник не за горами! Огромного , чистого и самое главное — мирного неба всем нам! Вам желаю успехов в жизни и творчестве. @-}--
С уважением,
Тамара.

Тамирис   17.02.2015 18:35

я тоже заканчивал ОЛАГА. Родная бурса. Штурманский факультет. Затем служба в ВВС СССР на дальних «стратегах». К сожалению, теперь в другой сфере обретаюсь.

Комиссар Катар   17.02.2015 19:02