Комиссар Катар

«— Сарделька, сосиска, редиска, Навуходоносор! Петух гамбургский! — Так бы сразу и сказал.
— Этот Василий Алибабаевич, этот нехороший человек, мне на ногу батарею сбросил, падла!
— Какая отвратительная рожа.
— Всё! Кина не будет! Электричество кончилось!
— Деточка, а Вам не кажется, что ваше место возле параши?
— Слушайте! Заткнитесь, пожалуйста! Устроили тут ромашка: помню, не помню… Дайте спать.
— Ну и чёрт с вами. Деньги ваши — будут наши!
— А ты зачем бежал? — Все побежали — и я побежал!..
— А в тюрьме сейчас ужин — макароны!
— Там ещё дерево было вот такое! — Ёлка, что ли? — Сам ты ёлка! Тебе же говорят — ВО! — Памятник сидячий? — Чего? — Ну, сидит? — Кто? — Ну мужик этот твой. — О деревня, а! Ну ты даёшь! Кто ж его посадит?! Он же па-мят-ник!
— Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста.
— Сан Саныч, давай червонец, пожалуйста, керосинка буду покупать!
— Ты туда не ходи — ты сюда ходи. А то снег башка попадёт — совсем мёртвый будешь…
— Девушка, а, девушка, а как вас зовут? — Таня. — А меня Федя! — Ну и дура!
— Карандаш? — Э пенсил. — Йес. Стол? — Э тейбл. — Йес. Девушка? — Чувиха. — Да нет, по-английски! Ну? Гёрл! — Оу, йес, гёрл! — Йес, йес… ОБЭХаЭС!»

(«Джентльмены удачи» Фильм режиссер А. Седой.)

Я вижу, читатель, улыбнулся! Еще бы! Написанные выше выражения, представляют, классику комедийного жанра кино, и уже стали частью нашей повседневной жизни. Не было еще случая, что бы кинопрокат отказался от этой комедии, а просмотры его просто зашкаливают. Я помню тот день, когда впервые посмотрел этот фильм. Было это в 1972 в самый канун Нового Года. Смотрел я его с родителями в большом и новом кинотеатре «Мир» при полном аншлаге. Стояли дополнительные стулья, и зал взрывался хохотом ежеминутно. Сказать, что фильм понравился, не сказать ничего. Я очень хотел пойти на него еще раз, но билетов было не достать: и так праздник премьеры организовал нам отец, который был летчиком и вез в своем самолете прокатную версию из Москвы. Человек, который сопровождал груз, уже видел этот фильм и в благодарность экипажу, за возможность посещения кабины в полете, выдал всем контрамарки на премьеру в 8 ряд. Всем членам экипажа и их семьям — мы впервые почувствовали себя вип-персонами. И было мне тогда 12 лет. Следующий раз этот фильм я увижу в 1986 году, когда буду принимать развелывательно-диверсионную группу в одном из городов Средней Азии. Тогда, я, мой прапорщик, и 14 солдат, под моим чутким руководством, ходили в кинотеатр на просмотр фильма. Перед этим, мы примерно с час сидели в кафе «Зеравшан» и пили чай с халвой. К моему удивлению, солдаты не видели этот фильм и я предвкушал, какое удовольствие их ожидает. После кино, мы шагнули в душный узбекский вечер и строем шли по улицам этого небольшого городка. Тогда я еще не знал, что из всей группы, я приведу в расположение только четырех, включая и себя. Остальные полетят на родину «Черным тюльпаном». 

Я еще дважды буду входить в Афганистан, с точно такими же группами. В последний заход, воздушный санитар привезет уже меня, а любимый фильм, я буду смотреть в холле военного госпиталя, среди команды выздоравливающих…

Где же вы теперь, друзья однополчане, боевые спутники мои?

Многие уверены, что «Джентльменов удачи» снял Георгий Данелия. На самом деле режиссер картины – Александр Серый. Просто в те годы за Серым стойко закрепилась слава неудачника, поэтому Данелия, сокурсник по Высшим режиссерским курсам, решил ему помочь. Дело все в том, что Серый неудачником не был. Там случилась совсем иная история. Которая круто изменила жизнь Александра – будущего выпускника ВРК.

А случилось вот что. В 1958 году на какой-то вечеринке в ресторане Серый приревновал свою возлюбленную к одному из посетителей. В кровавом поединке будущий режиссер вышел победителем. Его соперник, молодой архитектор, на всю жизнь остался инвалидом, а Серый вместо защиты дипломной работы из съемочных павильонов перекочевал в исправительно-трудовую колонию. На пять лет. Статья была соответственная и самая мужицкая. Мужиками на зоне зовут работяг, примерно исполняющих, нормы выработки и правила режима ИТУ. Артист (такова тюремная кличка режиссера или погоняло) ничем не выделялся во время срока отбывания наказания, однако постоянно получал письма от своей возлюбленной. Впрочем, отсидеть пришлось от звонка до звонка. Наградой ему была свадьба с той, которую он так ревновал...

Жизнь фильму, снятому за три месяца, дал Леонид Брежнев, который смотрел его на даче, под комментарии своего зятя, полковника внутренней службы Чурбанова. Последний сам служил в ГУИН МВД и прекрасно знал тюремный быт. Говорят, Брежнев хохотал до слез, а прочитав рецензию зам.начальника ГУИТУ МВД СССР Ф. Кузнецова, обозвал генерала дураком.

«Авторам в основном, бесспорно, удалось, используя острый комедийный сюжет, обнажить и осмеять ложную романтику нарушителей социалистического правопорядка, показать неотвратимость наказания за совершенные преступления. <…> Вместе с тем нельзя не заметить и некоторых существенных недостатков сценария, устранение которых, по нашему мнению, повысит воспитательную роль фильма, усилит его общественное звучание. Вызывает недоумение образ полковника Верченко – представителя «всесоюзного розыска». Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т.д. Полковник Верченко – образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следует понимать как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться с преступностью. Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью».

Глядя на современных политиков и вспоминая «незабвенного Леонида Ильича», я прихожу к выводу, что Брежнев был умнее их, потому, что при многих недостатках его правления, в стране был порядок.

Однако вернемся к Серому. То, что он был режиссером по специальности, ему помогло выжить в колонии усиленного режима. Все самодеятельные концерты не проходили без его участия. Естественно, на него обратил внимание «смотрящий по зоне» некто Белый. Я к сожалению не смог выяснить фамилия это или кличка, но то, что этот человек был серьезным вором, установить удалось. Кстати он доживет до перестройки и погибнет в бандитской перестрелке в Москве в «лихие 90-е». Убьют его и двух его «торпед» в небольшом московском, кооперативном ресторане, прямо в центре Москвы. Могу дополнить портрет этого человека: Белый был метисом: папа таджик, мама украинка. Я видел его фото – азиатского больше.

Вот этот Белый и станет заказчиком этого фильма, взяв слово с Артиста, что тот на воле снимет тюремную комедию, где обязательно, прототипом одного из героев будет он. Говорят, после просмотра фильма, смотрящий остался доволен и даже написал письмо режиссеру, что по тюремным правилам большая честь для мужика. Я думаю, что читатель уже сообразил, кто в фильме прототип Белого? Ну если нет, то читай дальше, будет интересно.

Косого зовут Федя Ермаков, Хмыря — Гаврила Петрович Шереметьев. Фамилия Доцента — Белый, Василия Алибабаевича — естественно, Алибаба, гардеробщика — Прохоров, профессора — Мальцев, а Евгения Ивановича — Трошкин.

Ты конечно подумаешь, что смотрящий колонии это вор-рецидивист Белый, который не только однофамилец, но и авторитетный персонаж в фильме? Ты ошибся, читатель! На самом деле, смотрящий стал прототипом Василия Алибабаевича Алибабы

По версии, изложенной самим героем, Василий Алибабаевич попал в тюрьму на один год за мелкие махинации с горюче-смазочными материалами («бензин ослиной мочой разводил»). Однако, изложенные в фильме факты (лучшее спальное место в камере, каракулевая шапка вместо тюремной кепки и «крыша» из матёрых уголовников (Никола Питерский) говорят о том, что на воле он был серьёзным человеком). Как и Евгений Иванович Трошкин, Василий Алибабаевич, любит детей. Также любит свою маму и родной город Джамбул («там тепло, там моя мама»). Имя Василий, герой получит не сразу. Сначала он будет Иваном и роль специально писалась под Фрунзека Макртычана. Однако последний из-за занятости приехать не смог и в фильме появился известный нам Василий Алибабаевич. Имя ему дадут по кличке другого персонажа, который участвует также в фильме, но это не человек.

Верблюда, на котором едет бригада Доцента в начале фильма, зовут Вася. Вот он и дал свое имя этому герою.

Город Джамбул, в котором у Алибабы мама и дом, находится на юге Казахстана. Раньше этот город назывался Аулие-Ата, а переименовали его в честь великого казахского поэта-акына Джамбула Джабаева. Ныне город носит название Тараз

Кстати, первоначальный сценарий, написанный Викторией Токаревой, переделан совершенно, именно по настоянию Серого. Он же пытался вставить в фильм песню, которую пели в его колонии. Ее должен был исполнять Хмырь, в эпизоде, когда он играет «Собачий вальс». Однако тут возмутился Данелия, бывший соавтором сценария с Токаревой. Песня была убрана и слава Богу! Я специально прослушал ее несколько раз – из категории низкопробных. Видно смотрящий не особо разбирался в тюремном шансоне.

Партия, в которой Хмырь выиграл шляпу у азартного героя Анатолия Папанова, выглядит следующим образом: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-c4 Кc6-d4 4. Кf3:e5 Фd8-g5 5. Кe5:f7 Фg5:g2 6. Лh1-f1 Фg2:e4+ 7. Сc4-e2 Кd4-f3x. Судя по всему, Хмырь действительно неплохо играет в шахматы, на уровне 2-го, а то и 1-го разряда. Во всяком случае, он отлично знает очень эффективную и неожиданную дебютную ловушку. Между прочим, я достаточно слабый игрок в шахматы, однако несколько раз запускал этот вариант в игре, потому, как знаю его уже лет с 30. Когда то прочитал про этот дебют в одной газете. Помните, раньше были такие шахматные колонки на последней страничке с головоломками по шахматам? Вот тогда я ее выучил назубок. Срабатывало практически всегда, единственно, что не было продолжения, как в фильме: вторая партия — игра на бритву. «Ухи! Ухи!». Рекомендую тем, кто хочет произвести впечатление на компанию. Конечно, возможны вариации, но как правило противник ведется именно на классический вариант.

Кстати, Хмырь вполне реальный персонаж, отбывавший срок вместе с режиссером Серым. Вот только зовут его не Гаврила Петрович Шереметьев, а Георгий Петрович Шеремета. Отбывал он наказание за многочисленные кражи с взломом. Склонен был к суициду. Я видел дело этого человека. Среди различных актов неповиновения администрации колонии, как то нанесение себе увечий с целью отлынивания от работы, есть и глотание гвоздей, вскрытие вен, попытки повешенья, а так же прибивание себя к нарам за мошонку. Что и говорить, тип еще тот. Кстати, закончил он свою воровскую карьеру плохо. Его зарезали в Тольятти, когда он украл общаковские воровские деньги. Случилось это за 2 года до съемки фильма: Хмырь откинулся раньше режиссера Серого. Тем не менее, этот персонаж попал в фильм, где нашел свое законное место.

Интересна судьба Косого, которого играет Савелий Крамаров. Федя Ермаков, тоже реальный человек. Зовут его Федор Николаевич Ермаков. Этот человек действительно детдомовец и его жизнь начиналась очень трудно. Если вспомнить известный персонаж Ильфа и Петрова из «12 стульев» — Шуру Балаганова, кстати тоже реального человека, жившего в те времена, то существуют прямые аналогии. Оба беспризорники. Вот только 50 000 р на тарелочке с голубой каемочкой, Шуре не помогли. А встреча Косого с летчиком-космонавтом Титовым, навсегда изменила его жизнь. Парень отсидев 2 года с Серым, вышел на волю и поступил учиться на английского филолога. Именно поэтому в фильме есть эпизод про изучение Косым и Хмырем английского языка. Сейчас Федор Николаевич Ермаков известен как переводчик средневековой английской литературы. Например, стихи Брюса. К сожалению, он уже покойный. Когда я узнал про встречу его с космонавтом, я невольно вспомнил про историю жизни беглого президента Украины Януковича. Там тоже в биографии была встреча с космонавтом Береговым, которая повлияла на жизнь этого человека. Вот только Косой из реальной жизни оказался более порядочным человеком, чем украинский президент, нарушивший присягу и бросивший страну и народ на произвол судьбы.

«Мужик в пиджаке» – памятник, который искал Косой — это памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный напротив дома на Каланчёвской улице, в котором он и родился. Памятник работы скульптора Исаака Бродского, установлен в 1965 году, когда и площадь именовалась Лермонтовской, и станция метро «Красные ворота» тоже носила его имя.

Как мы видим, все персонажи реальные, имевшие своих прототипов в мире людей. Правда, этого сказать нельзя про Сан Саныча Белого, Доцента, вора-рецидивиста, которого так великолепно сыграл Леонов.

Доцент Белый — вымышленный уголовник-рецидивист из фильма «Джентльмены удачи», а также его «копия» в исполнении другого вымышленного персонажа — заведующего детским садом Евгения Ивановича Трошкина; оба воплощены на экране советским актёром театра и кино Евгением Леоновым. В фильме «Джентльмены удачи» артист играл фактически не две а три роли.

Александр Александрович Белый, 1926 года рождения, в преступных кругах более известный под кличкой «Доцент» — идейный вор, давно живущий по преступным понятиям, отрицающий государственные законы и общеправовые институты, и глубоко презирающий тех, кто по ним живёт. Курит табак и пьёт спиртное. Играет в карты, жульничает (Косой говорит Доценту — «У тебя в колоде девять тузов»). Безжалостен и хитёр, не доверяет логике и здравому смыслу, живёт чутьём, питает страсть к лёгкой наживе. Не останавливается перед убийством человека.

Евгений Иванович Трошкин заведует детским садом № 83 города Москвы, добрейшей души человек, очень любит детей, при этом своей семьи у него нет, поэтому всю свою доброту он дарит своим подопечным. Он прирождённый воспитатель и влюблён в свою профессию, мягкий и добродетельный, очень порядочный человек и законопослушный гражданин. Кроме того, он — участник Великой Отечественной войны, участник битвы на Курской дуге, награждён орденами и медалями. Некурящий и непьющий человек, живёт очень скромно и все свои средства, — зарплату заведующего детским садом и пенсию ветерана войны, — расходует на детей.

Какова третья роль Леонова в фильме? Да, конечно же, роль Серого Волка! Помните, как он объясняет мальчику Игорьку, как на самом деле должен выглядеть волк?

Между прочим, картина оказалась для Леонова вещей. Его несколько раз обворовывали, как в общественном транспорте, так и в квартире. Но самое интересное произошло с памятником Доценту

Памятник Евгению Леонову в образе Трошкина-«Доцента» установленный напротив киностудии «Мосфильм» и, вне всяких сомнений был туристической достопримечательностью, особенно для детей. В 2015 году памятник был украден и распилен на металлолом. Виновные задержаны. Ими оказались московские безработные-гастарбайтеры. Знаете, кто был заводилой в этой шайке? Я когда прочитал про это, не мог сказать слова от изумления. Фамилия бригадира была Косой! Вот и не верь в провидение!

Съёмки фильма проходили в Москве и Подмосковье, а сцена встречи лже-Доцента с Хмырём и Косым снималась в Каттакурганском СИЗО Самаркандской области Узбекистана.

Осталось рассказать и об этом месте. Вот только я не буду описывать тюремный быт и нравы местного СИЗО. Я просто приведу письмо-комментарий к фотографии, помещенной в заставку миниатюры. Автора указывать не буду, это сотрудник аппарата УИН.

«Мой город! Каттакурган. Самаркандская область!

Все «тюремные» эпизоды фильма «Джентльмены удачи», начиная со въезда тюремной машины в ворота тюрьмы с улицы, снимались в каттакурганской тюрьме, а размещённые любительские фото были сделаны между съёмками в то время да и хочется увидеть «кусочек» Каттакургана — в частности, машину, въезжающую в Каттакурганскую тюрьму А второй слева, начальник тюрьмы — Насыров Иззат Рахматович. Наш любимый дядя. Кстати, ему предлагали в фильме сыграть роль «начальника тюрьмы», но он отказался, статус не позволял».

В тумбочке детского сада, помимо 20-ти рублей, лежала и книга «Человек и вино».

Мне удалось установить автора книги. Как оказалось, там не автор, а целый коллектив авторов. Издана она под эгидой общества «Знание» и переиздавалась в годы горбачевской перестройки и «сухого закона». Вот только количественный состав авторов увеличился более, чем вдвое. Видно гонорар полагался солидный, для борцов с пьянством, раз они повалили косяками на новое издание брошюрки. Я попробовал прочитать эту литературу в обоих изданиях. Тощища полная! Но ощущения возврата в историю есть. Давно забытые марки вин, а цены то, цены!!! Особенно удивляют в ценниках копейки. Неужели мы так хорошо жили?

Впрочем, будет не верным, если я не расскажу, на чьей даче проживала великолепная четверка актеров и где они встречали Новый Год. Это вполне уместно, в видах приближения этого праздника. Показанная в фильме дача принадлежала артисту Этушу. Помните такого ответственного работника на персональной «Волге» из фильма «Кавказская пленница». Говорят Владимир взял солидные деньги за предоставление дачи. Одно дело играть кавказца, а другое дело сдавать дачу.

Что же стало с режиссером фильма? После «Джентльменов удачи» Александр Серый снял фильм «Ты — мне, я — тебе!» по сценарию Григория Горина. Но ещё во время съёмок «Джентль¬менов» у него обнаружили тяжёлую болезнь — лейкемию. «Болезнь прогрессировала, ему становилось всё хуже, и он застрелился — чтобы не мучить близких и не мучиться самому», — написал Георгий Данелия в своей книге. Как мне сказали в архиве УИН, заключенный Александр Серый болел этой болезнью еще в колонии.

Шлем Александра Македонского, из-за которого в фильме разгораются нешуточные страсти, сделали в бутафорском цехе «Мосфильма». После съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова. «Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, — призналась она. — Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы «главного героя» «Джентльменов удачи», ничего не получилось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез».

А вот виртуальная оперативно-следственная группа комиссара Катара, созданная им из отставных сыщиков более чем 100 стран мира, в социальных сетях Интернета, следы шлема нашла. Он появится в США и даже снимется в одном «историческом» фильме Голливуда. Как он туда попал? Его привез Савелий Крамаров, который эмигрировал в США... Кстати за это, его имя вырезано из субтитров. По нашим данным, бутафорский шлем им был «втюхан» американскому продюсеру за очень приличную сумму. Говорят американец ,посмотревший этот фильм, принял его не за комедию, а за исторический детектив, тем более, что Крамаров убедил его в этом. Вот уж поистине мы разные люди! То над чем смеется русский человек, американец воспринимает, как историческую трагедию. Говорят, что он даже пытался создать американский вариант этого фильма. Но обман раскрылся и пиндос решил судиться. Суд Нью-Йорка постановил, что сделка законная – шлем исторический, потому, что снялся в двух фильмах, а значит, уже принадлежит культурному наследию человечества. Я согласен с решением суда. Не знаю, на чьей голове он сидел в американском кино, но заключительная сцена нашего фильма, где бараньи рога украшают папаху Василия Алибабаевича, стоит многого.

© Copyright: Комиссар Катар, 2015
Свидетельство о публикации №215121800584