Комиссар Катар

ТЕЛЕГА ЖИЗНИ

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл, ****а мать!

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.

(1823г. А.С.Пушкин)

Беседуя с читателем на самые разные темы, я часто открываю для себя, что многие позабыли свои корни, и прельстившись мишурным блеском благополучия, покинули дом своих предков. Мне хочется предостеречь читателя от этого: быть Иваном родства не помнящим и быть гражданином мира вещи разные. Самобытность славянской культуры, философия и религия, наследие предков, появились не на голом месте, а путем многовекового жизненного опыта, приобретенного пращурами с оглядкой на природные особенности ареала обитания, контактов с иными народами, особенностями физиологии населения, всего того комплекса проблем с которым сталкивалась нация и конечно духовная основа народа. Добровольный отказ от всего этого, подмена истинного суррогатом, ведет к появлению в мире орков, которым чужды человеческие стремления. В поисках себя и своего места в жизни именно народами, не помнящими своего родства или живущими по родству надуманному, такие общности приводят к ужасным преступлениям против человечества. Читатель знает их по событиям многочисленных войн и узурпаций власти. Именно орки и привели к разрозненности народов и созданию средневековой легенды о Вавилонской башне, сфабрикованной в недрах многочисленных монашеских орденов папства.
Впрочем, не смотря на старания римского епископа именующего себя папой и его берсальеров из иных государств, проповедующих власть денег и подчинение власти имущих, яко поставленной от Бога, ни иудаизму, ни католицизму, ни лютеранству не суждено преломить веру славян. Реформирование религии под присмотром папства, у нас конечно происходили и происходят по сей день, но способность русского народа ассимилировать любого заезжего немца не оставляет надежды на конечную победу. У Руси можно выиграть войну, но победить ее нельзя. Рано или поздно русы придут за своим и тогда запылают гордые столицы, проклиная своих вождей, приведших грозное племя славян на их территории. Так было, так есть и так будет!
Я пишу исторические миниатюры не для современного читателя, а для следующих поколений, которым будет в удивление наше несмышленое время, позабывшее простые истины известные предкам. Наши потомки будут умнее нас, только пытающихся вылезти из 800 летнего обмана католицизма и иудаизма. Пройдя через череду очистительных событий, мир вернется к истокам Христианства и воспримет веру своих славянских предков и по новому осознает себя в любви к Богу, ощущая его не господином, а Другом и Отцом, не ставящим народы на колени. Сгинут лживые теории о идолопоклонстве славян и их дикости и слова археологов ГДР: «Куда ни копни, везде славянские поселения», будут значить одно: пришел момент истины и пора говорить правду.
Удивительные раритеты выкопали в районе Берлина (славянский перевод берлоги). Я поднял материалы раскопок по всей восточной Германии, времен СССР и увидел отчеты маститых ученых, утверждающих подобно средневековому Мавро Орбини, что Европа (Ливония по русски), север Африки , вся Америка и Азия принадлежали славянам. Нас называли по разному: в Италии мы этруски, на севере кельты, в летописях вандалы, в «античности гиперборейцы, а во Франции вороны-вранцы. А еще катары. Имен много и это не удивительно: сильные, высокие, светловолосые люди всегда были примером для подражания маленьким, слабым и курчавым латинянам и хазарам (иудеям), которые и захватили власть в современной Европе. Однако, сколько не стараются они затереть славянское начало планеты, кроме очередных разгромов иного им не дано! Бог и правда не с ними! Древний славянский клич: «Бог с нами, кто против нас?!» еще никогда не подводил великий народ, а грозное «Ура!!!», задавало трепу отборным войскам орков.
Сильные не только своей мощью, но и природной смекалкой, вооруженные мудростью своих предков и их опытом, славяне рождали гениальных розмыслов, обеспечивающих техническую обеспеченность родной армии. Мы все знаем Калашникова, Илюшина, Ломоносова. Менделеева, Левшу, Кулибина и прочих умельцев. Их изобретениям нет цены и все они сыграли свою роль в победах Русского государства, а сколько забытых имен?
В этой миниатюре мы поговорим о величайшем изобретении руссов, о телеге.
Во многочисленных сонниках и толкованиях мира Морфея, можно найти разные мысли, я же не буду доверять Фрейдам и Куперфильдам – эти натолкуют славянам в убыток. Заглянем в русский сонник 1833 года издания. Сонник предназначен «Для дам, желающих пользы толкования своих грез». Понимая, что любая славянка немного ведьма (ведающая мать у славян, а не  чертовка на метле) беру цитату из него с уверенностью в женском славянском крапивном семени. Цитата адаптирована на современный язык.
Итак, РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОННИК:
— Во сне к чему снится Телега?
— Телега – Символ сложной, трудоемкой работы, а также медлительности в ваших делах. Ехать во сне на телеге, дорога к результату будет долгой и трудной, и не факт, что оправданной. Сломанная телега, к неприятностям на работе. Делать во сне телегу, вы пытаетесь найти выход из сложной ситуации. Ехать на телеге, значит покончить с неприятностями. Груженная телега в прибыль тем добром, каким нагружена.
Телега — четырёхколёсная грузовая повозка. В телеги обычно впрягают лошадей, реже — буйволов, мулов, волов.
Традиционно телеги изготавливают из дерева, хотя на современных телегах часто вместо деревянных колёс устанавливают колёса с пневматическими шинами. На телегах используется оглобельная или дышловая упряжка. Современный читатель. не знает в них разницу, и посему, я ее ему поведаю.
Упряжка (также запряжка) — несколько запряженных вместе специально подобранных и съезженных лошадей или других тягловых животных (пара, тройка, четверня (или четверик), шестерик), а также способ запрягания лошади или другого тяглового животного в повозку. Также упряжкой называются:
готовая к поездке повозка, запряжённая лошадьми или ездовыми собаками;
в горном деле, группа горнорабочих, работающих в одной смене на одном объекте;
конская упряжь, как в выражении «богатая упряжка»;
расстояние, которое можно проехать, не кормя и не меняя лошадей;
площадь, которую можно вспахать на одной лошади, не кормя её.
В зависимости от используемой упряжи запряжки делят на:
оглобельно-дуговую («русскую»)
оглобельно-постромочную
постромочно-дышловую
постромочную
комбинированную
Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых стержней, надетых одним концом на ось повозки (или прикреплённых к саням). В русской запряжке обычно прикреплёны к дуге, распирающей оглобли и прихваченной к хомуту гужами. Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная, парная (одна лошадь в оглоблях, одна пристяжная «на отлёте») и троичная, с парою пристяжных (коренная идет в оглоблях под дугой). Пристяжные лошади при этом прикрепляются к вальку, в свою очередь присоединённому к ваге.
В оглобельно-постромочной (также английской) одиночной запряжке дуга отсутствует; лошадь тянет за постромки, прикреплённые к хомуту, а оглобли служат только для поворотов и сдерживания повозки на спусках. Зачастую используются укороченные оглобли, прикрепляемые не к хомуту, а к седёлке. Для более лёгких повозок используется также шорочнаязапряжка, где вместо хомута используют шорку.
Постромочно-дышловая. Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи. Комель дышла присоединён к поворотному передку (или единственной оси) повозки, вершина присоединена ремнями к хомутам. Дышло поворачивает передок и везёт за собою всю повозку. Тяга обычно осуществляется через постромки.
Дышло также используется в четвёрке в ряд (также тачаночная запряжка, в античности квадрига), где средние лошади запрягаются в дышло, а крайние (пристяжные) тянут за постромки, прикреплённые в концам ваги.
Постромочная запряжка без оглобель и дышла является очень простой, но не позволяет сдерживать повозку и потому используется при сельскохозяйственных работах или с повозками, оборудованными тормозом.
Комбинированная запряжка, представляет собой сочетание оглобельной или дышловой запряжки с постромочной; используется в случае большого числа лошадей. Категории лошадей в комбинировнной запряжке называются:
коренник — лошадь, запряженная в оглобли или припряженная к дышлу. Коренники используются не только для тяги и поворота, но и для сдерживания повозки. В качестве коренников используют лошадей более рослых и массивных.
пристяжная — лошадь, расположенная рядом с коренником в паре, тройке или тачаночной запряжке. Припрягается с помощью постромков, тянет вперёд и участвует в поворачивании повозки.
выносная — лошадь, припряжённая впереди коренника постромками и тянущая вперёд.
Цуг — вид упряжки, в которой лошади идут гуськом (запряжка гусём) или парами, одна за другой. При запряжке цугом пар лошадей используется дышло, к которому припрягаются одна или (в случае шести или более лошадей) две пары коренников; остальные лошади — выносные.
Как видишь, читатель, все гораздо сложнее, чем ты себе представлял, а ведь мы еще до самой телеги не добрались!
Несмотря на кажущуюся примитивность, телега является сложным техническим сооружением состоящим из многих деталей. На строительство телеги у сельского плотника и его помощника уходило не меньше месяца работы.
Грузоподъёмность обычных телег составляет около 750 кг. Собственный вес такой телеги составляет 250—300 кг, размеры — примерно 2,5;1,5 м. Диаметр передних колёс обычно меньше, чем диаметр задних (60—70 см и 70—100 см соответственно).
Существуют также телеги-тяжеловозы, на которых можно перевозить до двух тонн груза (ломовиками назывались). Именно они, при осаде Казани, Иваном Грозным, доставили войску руссов тяжелые мортиры.
Русскому оружию телега послужила, как ни одно другое средство. Сколько войск и боеприпасов перевезено на ней со счету собьешься. А сколько раненых вывезено с поля боя, усопших направлено в последний путь?
По моему мнению, не сани главная примета конной Руси, а именно телега. В ней весь русский народ, правящий бешеным скакуном, стоя на тряской телеге.
...По проселочной дороге идет барин с тросточкой. Он перепрыгивает через канавы, обходит лужи. Моросит мелкий дождик. Вдруг он видит, что навстречу ему мчится пара вороных коней, запряженных в телегу. Гривы их развеваются по ветру, глаза вылезают из орбит. Hа телеге стоит бородатый мужик. Косоворотка распахнута, вода стекает по волосатой груди.
Вдруг, телега наезжает на камень и разбивается вдребезги.
Лошади ломают руки-ноги-шеи. Мужик вылетает в канаву. Барин подходит к нему и стучит тросточкой по груди.
— Мужик, ты живой?
Мужик вытирает пятерней грязь с лица и говорит:
— Что я! Что я, барин! Журавли-красавы, то улетели...!
Мне кажется, в этом анекдоте запечатлена вся Россия. От мала, до велика. Несущаяся по ухабам телега с правящим стоя Мечтателем, засмотревшимся на журавлиный клин.
Вспоминая свое детство в казачьей станице, на реке Белой, где мы с братаном Костей, ходили в ночное и спали под телегой на мягком сене, не могу не вспомнить Никодимыча, станичного пастуха и древнего старца из староверов-молокан. Он навсегда остался в моей памяти, стоящим на телеге и матерящимся от глубины чувств, навстречу восходящему Яриле. Я часто думаю, зачем этот столетний дед залазил на телегу и материл сказочный рассвет? И прихожу к выводу: что бы быть ближе к Богу. Так и вижу его, с растрепанной бороденкой, седого как лунь, в распоясанной рубахе, на возу, задыхающегося от восторга невиданной красоты Русской земли.
C телегой связаны многие истории, имевшие быть место с русскими государями.
Однажды, будущая императрица Екатерина Великая, проснувшись ранее обыкновенного, вышла на дворцовую галерею подышать свежим воздухом и увидела у подъезда несколько гвардейских солдат из охраны дворца, которые, как известно, были дворяне. Они поспешно нагружали телегу казенными съестными припасами и (главное!) водкой, в дубовых бочонках.
Екатерина долго смотрела на эту работу, не замечаемая служивыми, наконец, крикнула, чтобы кто-нибудь из них подошел к ней. Воры оторопели и не знали что делать. Катя повторила зов, и тогда один из злоумышленников явился к ней в величайшем смущении и страхе.
— Что вы делаете? — спросила Екатерина. — Вы, кажется, нагружаете вашу телегу казенными припасами?
— Виноваты, ваше императорское высочество!, — отвечал солдат-гвардеец, падая ей в ноги, — телега, матушка тоже казенная!
— Чтоб это было в последний раз, — сказала будущая императрица, — а теперь уезжайте скорее, иначе вас увидит обер-гофмаршал и вам жестоко достанется от него. Только телегу и коня верните.
Радостные солдаты, нахлестывая лошадь, ретировались в спешке.
Прошло время. Екатерина ломала голову, кому поручить доставку большой суммы денег от французского посланника во дворец, да так, что бы не прознал муж, Петр. Уж очень деликатным был заем у француза ( в разговоре обычно в такие моменты подмигивают). Проходя мимо караула, великая княгиня приметили того же солдата-кавалергарда, лихо взявшего на караул, что допускалось лишь для императрицы. Вызвав после смены караула его к себе, Катя поручила ему это дело, которое Потемкин исполнил с большим проворством и честно.
Поблагодарив капрала Григория, Екатерина поинтересовалась, вернули ли они тогда телегу и коня, на что услышала ответ, начисто поменявший ее представление о России:
«Да где ж это видано, матушка, что бы во хмелю кабацком не пропить и телегу?! Дура ты немецкая! Все пословицы учишь, а сути их не ведаешь! Прости грешных, пропили мы и телегу и лошадь, за твое здоровье».
История получила огласку, благодаря самой Екатерине, искавшей поддержку в русском обществе и ходила в качестве анекдота того времени.
Императрица Екатерина, часто жаловала подданных разным добром, отправляя его к пожалованному ею человеку на телегах, с неизменной припиской в сопроводительном письме: «А телегу пропей за мое здоровье». И не было не согласных с наказом
Вообще телега конструкция сложная, хоть на первый взгляд проста, как и все гениальное. Может ли себе представить читатель, но телега за все свои века существования не претерпела никакой модернизации. Попытки видоизменить или модернизировать ее терпели крах и сегодня, как и много веков назад, телега все тоже деревянное чудо с колесами спицами, известное нам из русских сказок.
Попытка улучшить народную конструкцию — автоматически происходит увеличение массы, что не очень-то хорошо для рабочей лошадки! Если же сварить облегчённую прочную раму из лёгких сплавов — то очень поднимается цена, что совсем не нравится хозяину.
 «Ценность» же обыкновенной телеги должна быть ещё и в том, чтобы её не жалко было отдать в придачу вместе с проданным конём! Дёшево — не сердито.
В Советском Союзе было двенадцать телегостроительных заводов. Самым крупным из них был завод «Смена» в Боровичах. В 1980-е годы он выпускал до двух тысяч телег в месяц, которые поставлялись во все уголки СССР. Обычная телега завода «Смена» стоила тогда 200 рублей, телега на резиновом ходу — 450 рублей. Современная стоимость обычной телеги составляет около 10 тыс. рублей.
В современной России оборудование гужевого транспорта (телег, саней) выпускается на обозостроительных заводах в городах:
Ельня (Смоленская область),
Дмитриев-Льговский (Курская область),
Мариинский Посад (Чувашия),
Сердобск (Пензенская область),
Тара (Омская область),
Почеп (Брянская область) (цех).
Ты думаешь, выпуск уменьшился?! Да как бы, ни так! Возрос почти в 2,5 раза. Экономика дело великое, но крестьянство больше на себя полагается: ни бензина, ни запчастей, ни гаишников-взяточников.
Мужик на телеге въезжает в село: — Люди!!! Я уголь привез!!! Вся в мыле, убитая в хлам лошадь оборачивается: — Ага, ТЫ привез...

© Copyright: Комиссар Катар, 25.11.2014 18:44
Свидетельство о публикации №214112501702