Комиссар Катар

«Народ великодушный
Во всём велик – мешать с бездельем дело
Всё станет он: трудиться, так трудиться,
Плясать и петь – так вдоволь до упаду.
Взглянув на Вас разумных оком, скажешь,
Что вы народ честной и добрый».

(А.Н.Островский «Снегурочка»)

Русская народная сказка. Как долог и величав твой путь в былинных событиях святой Русской земли. Да и могла, ли ты родиться в ином месте, кроме бескрайних просторов Руси, среди ее великого народа, по детски чувствующего окружающий мир? Как идеально совпали место, народ, природа и ласковый Бог? Мы русские люди и потому большие дети, верящие в сказку до седых волос, не зависимо от пола и социального статуса. Сказка нас окружает везде и благодаря ей, русич, по сей день, смотрит на дождь глазами ребенка.

Наверное, есть и у иных народов добрые сказания, но лишь моему народу, несет древняя легенда назидательный урок, переданный сказителем от предков наших, таких же больших детей, как и мы с вами, их потомки. Какой же неуемной силы и доброты были эти люди? Какие степени духовности и мастерства  были им подвластны? По сей день есть на Руси умельцы, зодческим своим талантом резные терема возводящие. Простым топором плодят чудеса рук своих по земле нашей, радуя взгляд прохожего, застывшей в дереве сказкой. Слава вам добрые мастера всяческих полезных дел, песенники и сказители, хранители и караульные традиций русского народа, волхвы седых времен!

Это вы сохранили то, что напрочь выбито у других народов. Вам дана непомерная сила, пройти через реки слез и озера унижений, и явить миру кристалл русского духовного чувства, мира вечной поэзии, отличного от иных самосознания, величественный пантеон русской народной сказки
Народы славные! Читайте ее вашим детям, рассказывайте внукам и правнукам, держите книгу на почетном месте и будет вам радость. Оживет угнетенная листва кроны великого народа, изъеденная  прожорливыми гусеницами европейской лжи, и качнут мощные корни из глубин русской былины животворящие соки. Нет и не будет у Руси прозябания в будущем, а только слава и неограниченное право быть свободной.

Рухнут лихие времена в темные бездны и сядут светлоокие потомки наши у ног сказителя, раскрыв удивленные ротики, застынут в очаровании ведомой разказчиком русской сказки. И в том мое убежденное пророчество!

Русская былина имеет четыре четко выраженных периода. Так уж устроен русский народ, что вера его в справедливого царя, не понесла потерь за многие века страданий народа от самого царя.

Известно на Руси, что царь добр, бояре плохие.

От того то и сметал русский бунт великие роды, не трогая Его Величество, но бросая  приспешников царствования на стрелецкие копья. Сколько спесивых временщиков, распластавшись в воздухе белкой-летягой, повисли на их острых концах, не скажет вам ни один справочник. Да только времена менялись, менялись бояре, а воз и ныне там: царь добр, бояре злы!

Я задался  найти в истории моего государства доброго царя. В одной из своих миниатюр, я уже называл одного такого батюшку. Это царь Горох.

Напомню вкратце ее содержание:

Иван Халиф (царь-священник, а не кошелек на поясе Калита) привез из Византии на Русь самый обыкновенный горох, адептом кухни которого стал. Он ввел этот продукт в потребление русского народа и массово его культивировал среди населения России, чем и заслужил свое прозвище.

Таких примеров в истории множество и я не буду представлять их все, а дам лишь чисто русские.

Картофель Петра Первого (который он кстати, не привозил, а доставил на Русь тапенамбур – земляную грушу) вполне мог дать и этому царю прозвище царя Картошки, а уж знаменитая кукуруза, одного из генсеков ушедшего СССР, навеки осталась связанная с его правлением. И кто знает, не расскажут ли нашим правнукам их родители, о лысом, как колено, царе, обильно сеявшем кукурузу и поедавшем тонны силоса? Все может быть, господа, все может быть.

Существует четыре периода в истории русских царей. Первый – древнейший. Второй — Рюрики и третий – Романовы, четвертый… сами знаете кто! Традиционно историки относят к древнейшему периоду двух царей – Царя Гороха, и Царя Берендея. С Горохом, я читателю прояснил ситуацию, здесь все более-менее понятно.  Поэтому примемся за былинную фигуру царя Берендея. Страна Берендея — не совсем сказочное место — это ранняя пора жизни русского народа, память о которой он сохраняет в преданиях и песнях, уцелевших от седой старины. Этот царь, является отцом Ивана-царевича.  В славянской языческой мифологии — колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем. В литературе царь чудесной страны.

Берендеи — кочевое племя, обитавшее в южнорусских степях, вблизи Киевского и Переяславского княжеств. Упоминается в русских летописях с 1097 г. до конца XII в. Часть берендеев находилась на службе у владимирского князя Андрея Боголюбского и была расселена в районе Переяславля-Залесского. 

Берендеи выделились из объединения огузов. Киевские князья использовали берендеев для обороны границ от половцев и в княжеских междоусобицах.

В 1105 половецкий хан Боняк напал на Заруб, где жили торки и берендеи. В 1146 — в составе чёрных клобуков — вассалы Руси и предки черкасских казаков, одной из разновидностей казачьих войск на территории нынешней Украины.

Часть берендеев находилась на службе у владимирского князя Андрея Боголюбского и была расселена в районе Переяславля-Залесского.

Соловьев С. М. в «Истории России с древнейших времён» (Т. 2, гл. 5) упоминал о берендеях:

"...Изяславу не удалось напасть врасплох на Ольговича: тот ждал с многочисленными и выстроенными полками, а берендеи между тем напали на половцев и побили их... "; а так же:

«...Мстислав Изяславич из Владимира шёл на выручку к дяде с галицкою помощию; с др. стороны шёл Рюрик Ростиславич с Владимиром Андреевичем и Васильком Юрьичем из Торческа, ведя с собою толпы пограничных варваров — берендеев, коуев, торков, печенегов». В н. XIII в. часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились со славянами и стали русичами.

"Красная горка в волшебном царстве Берендеея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна- Красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод...” В такой, как бы застывшей и еле уловимой смене времен года отразилась неизбежность постоянных изменений. В соразмеренном с природным калейдоскопом ритме трудится и гуляет, радуется и страдает, верит и проклинает народ берендейский: царь со свитой, бояре и боярыни, скоморохи, волынщики, пастухи, парни и девки и даже лешие...

Такой вот сказочной страной видел древнюю Русь Н.А.Римский-Корсаков. Именно окружающая природа  в его понимании формировала и наполняла внутреннюю философию берендеев, выстраивала их мировоззренческие взгляды и настроения.

«Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму (Пантеизм — одушевление, одухотворение явлений природы, связанное с языческими верованиями) вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом. Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: «земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда-Мороза, Весны, Лешего, Cнегурочки наделенные и человеческими чертами.

Великолепен образ царя берендеев, Бобыля!

А вот и историческая зацепка! Мы на правильном пути. В конце его, я назову тебе имя этого царя, читатель! Отца царевича Ивана, бывшего не смотря на множество детей, бобылем.

Бобыль — в Русском государстве XV — начала XVIIIвв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестягольный, нетяглый, то есть не несущий государственных повинностей).

Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей.

В просторечии бобыль — обнищавший, одинокий, бездомный человек.

Второе понимание этого слова – одинокий бессемейный человек.

Честно говоря, я тоже так понимал это слово, до того момента, пока не полез в справочную литературу и не поинтересовался его происхождением.

Знает ли читатель, что слово крестьянин не всегда означало то, что значит теперь? Это слово незаслуженно использовано по определению хлебороба и землепашца. Эти люди на Руси именовались ратаями и были людьми уважаемыми, за свой труд. Например, русский богатырь Микула Селянинович, был ратаем, да таким сильным, что князь со всей дружиной не мог вырвать с земли его плуг, а уж угнаться за ним на конях и подавно. В летописях вы не встретите название крестьянин, там есть слово ратай.

Так кто же такой крестьянин на самом деле? Приготовься читатель к неуемному удивлению.

Крестьянин это наместник русского царя в покоренной  в 11-13 веках Европе и Европейской части России, человек, который ведает землями государства, но не владеет ими. В эпоху феодального права, он целовал крест русскому царю и стоял над удельными князьями, королями и герцогами, вотчинниками русского царя, следя за сбором дани. Татарское название крестьянину баскак. То есть был безземельным, неограниченным и полномочным представителем русско-ордынского царя или бобылём!

Понятно тебе, кто правит в опере Римского-Корсакова «Снегурочка», читатель? Правильно, друг мой! Царь-крестьянин, смотритель земель данных берендеям русским властителем.

Здесь нужно разъяснить значение слова царь. В русской традиции царь не только властитель, но и духовный наставник народа, хранитель веры, священнослужитель ее Церкви. Нечто похожее ныне, это ватиканский первосвященник, именующий себя папой и объединивший в себе светскую и духовную власть.  Однако это жалкое подобие, скопированной папой русской власти, составной частью которой и был когда то, лукавый холоп русского царя, римский епископ. Про это можно почитать в моей миниатюре «Русский город Ватикан».

Однако вернемся к нашему царю-батюшке. Носили русские цари  священный сан пресвитера и являлись главами Русской Церкви. Патриаршество появится значительно позже. Царь земли русской и есть патриарх, потому как пресвитер и означает это слово на греческом языке. Так вот и царь и его бояре (столбники или столбовые дворяне) были священниками и кроме хозяйственных дел, надзирали за верой. Князья же сословие военное, которое нанималось населением на службу, а если нужно, то изгонялось. Многочисленные межусобицы войны того времени, это войны князей за власть военную. Духовной им не дано. На Руси всегда была двойная власть: князя и боярина.

Именно потому и преследовал Петр Романов древних бояр, что они были представителями родов имеющих духовную власть и вотчины на кормление, которые были родовыми. Князь же не имел родовых земель и получал ярлык на княжение в Орде (так называлось крупное воинское формирование и вообще армия России). Никакого татаро-монгольского ига не было и в помине!

Князя просто назначали на должность в тогдашнем Генеральном Штабе, в Орде. Поездка в Орду для князя это вызов на ковер к Верховному Главнокомандующему. Бояр туда не вызывали.

Это позже многие великие боярские роды объединились с военным сословием, и князья и ханы станут вотчинниками боярскими.

Однако вернемся к нашему Бобылю. Это слово, как и крестьянин поменяет значение в годы Великой Смуты на Руси или как ее называют в Европе – Реформации. Именно в результате войн последней, на территории Европы возникнут независимые государства, которые мы видим теперь.

Независимые от непомерного ига Третьего Рима, то есть Руси.

Родной брат Ивана Халифа, Георгий (Юрий) Данилович, известный читателю как Георгий Победоносец ( и не известный как Чингисхан) и есть создатель Великой империи славян.  Умер он в раннем возрасте, приказав своим воинам нести его на носилках, что бы рука цеплялась за землю.

Этот человек и есть Александр Македонский, которого позже придумали папские историки, с целью удревнения папства и оправдания его нахождения на престоле.

А начал славянское завоевание отец Георгия, Даниил Александрович.

Знакомься с ним читатель – царь Берендей собственной персоной, чья мать была из племени берендеев, бобыль и крестьянин Русского Царя, ставший сам царем.

Это ему, благодарный русский народ напишет в тропарь слова поминовения и молитвы.

Тропарь, глас 3

Явился еси стране нашей яко звезда пресветлая,благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша.

Тропарь, глас 4

Княжения твоего славу отложив, озаряемый Божественною благодатию, Богомудре княже Данииле, весь разум в сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложил еси и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, целомудрием же и равноангельным твоим житием течение добре совершая, веру соблюл еси непорочну, тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, моли спасти отечество твое и мирней быти державе нашей.

Этому царю посвящен исторический роман «Младший сын» писателя Д. М. Балашова, где он изображен вдовцом.

Даниил Александрович (ноябрь/декабрь1261 — 5 марта 1303, Москва) — младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский (с 1263, фактически с 1277); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.

Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году.

После смерти дяди Ярослава Ярославича в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей.

Благочестие, справедливость и милосердие стяжали князю Даниилу всеобщее уважение.

Князь Даниил неустанно заботился о людях своего княжества и стольном граде Москве.

На правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, Даниил Александрович не позднее 1282 года основал первый в Москве мужской Данилов монастырь с деревянным храмом во имя преподобного Даниила Столпника — своего небесного покровителя, где была учреждена первая архимандрия.

В 1296 году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве — Богоявленский, а в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Имя жены Даниила в первичных источниках не упоминается. П. В. Долгоруков называет её Евдокия Александровна. Известно, что родив ему детей рано умерла, а дети все разъехались по княжениям и скончал свои года Даниил Александрович горьким бобылем, в одиночестве. По сообщению Лаврентьевской летописии Даниил умер во вторник 5 марта 1303 года «на Москве в своей отчине, в черньцех и в скиме», то есть в полном одиночестве, приняв постриг монаха.

У его отца, Александра Невского, было две жены: Александра, дочь Брячислава Полоцкого и Васса,  дочь царя-хана торков (берендеев).

Вот по племени своей мамы Вассы и звали ласково младшего княжича Даниила, в семье Александра Невского, Берендеем.

Осталось разобраться со смертью этого горячо любимого народом царя, при котором процветала Русская Земля. Версий несколько: одна восходит к сгоревшей в 1812 году в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В свое время эту летопись, якобы видел Н. М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами:«положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москве». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле. Эта версия вызывает у меня сомнения, зная отношение Карамзина к русской истории и годы его жизни, считаю, что он совершил подлог.

Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Есть и третья версия, народная. Вот в нее я и предлагаю поверить.

Берендеево болото находится на юге Ярославской области или, как писали в своё время Брокгауз и Ефрон, «в Александровском уезде Владимирской губернии, на границах Переяславского и Юрьевского, длина 10 версты, ширина 4 – 5 вёрст. Есть следы жилья; по местному преданию, здесь был город Берендеев, где жил царь Берендей». Вот отсюда родом и была Васса, мать Даниила.

Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и наре[ко]ша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261). Двух лет от роду Даниил Александрович лишился отца и попрекаемый семьей первой жены вынужден был покинуть отцовское гнездо и уехать на родину матери под Ярославль, в царство берендеев, где правил его дед. Там он и похоронен. По преданиям рядом с каменной бабой, стоящей на берегу болота, которое ранее было красивым озером.

Вот и все. Пора закончить миниатюру и попрощаться с этим добрым царем. Но ведь я русский человек и верю в русскую сказку! И поэтому, ей и закончу.

Сказочная страна берендеев скоро обретет свое место на карте Ярославской области. Царский дворец Берендея невиданной красоты создают в Переславле, отделочные работы практически завершены. Если в Пошехонье живет Водяной, в Кукобое — Баба-Яга, то переславцы решили поселить у себя доброго царя Берендея. Эскизы резиденции любимого народом царя рисовали сами, пришлось перечитывать «Снегурочку» Александра Островского и знакомиться с трудами известных историков.

Сказка, снова будет идти с нами по жизни, господа. Приглашаю на открытие дворца и в гости к царю Даниилу Берендею! Он славный человек! Будет весело: шуты, скоморохи, гусли, рожки, баранки ...

Однако, я знаю более точный адрес жительства царя Берендея. Не верь, читатель, что его нет, такие люди не умирают. Записывай адрес и помни, что туда ты можешь сходить всегда, в любое время и если помыслы твои чисты, то ты откроешь этот дивный мир русской сказки.

«Волшебная страна Берендея» — это внутренний мир народа-ребенка. Всем известно, что в каждом человеке есть эта волшебная страна и каждый в этой стране волшебник. Волшебники обладают бурной фантазией, богатым воображением, неуемной энергией, стремлением к познанию неизвестного.

Да, Волшебники живут только в сказках, но создавать сказку и осуществлять сказочные желания под силу каждому. Нужно только стать тем самым волшебником с большой буквы и ваша жизнь пойдет совсем иным путем.

Вот адрес: ТВОЯ ДУША, ЧЕЛОВЕК!

В.М.Васнецов Палаты царя Берендея.

Берендеево царство

Трещит мороз в чащобах диких.
Укрылся в шубу зверь лесной.
В берлоге час событий тихих,
Хозяин дремлет под сосной.

Алмазным светом снег искрится.
Синеет далью небосвод.
Мороз на просеках резвится,
Крутя березок хоровод.

Чернеют ели на пригорке,
Меж них проложен санный путь.
Рассыпав россыпи махорки,
Рябина обнажила грудь.

Пустое время провождение,
Искать среди пустынных мест,
Даров лесных благодарение!
Кто не работал, тот не ест.

Все в кладовых, все под запором,
Все в дни иные учтено.
И караульный смотрит вора
В заиндевевшее окно.

Ему доверены запасы,
Труды осенние зверей.
Седые, приголубив власы,
Порядок держит Берендей.

Подвластна старцу вся округа!
Он царь лесной и здешний бог.
Послушна чуду даже вьюга.
Смотри, как ластится у ног.

Дозором он леса обходит.
На небе чертит знаки рун.
Природой спящей верховодит
Славянский див, лесной ведун.

Коль встретишь путник это диво,
Клади ему земной поклон!
Иначе сведаешь ретиво,
По ком доносит ветер звон.

Коль по душе ему придешься,
И старцу скажешь: «Гой еси!»
Подарков многих наберешься
Как издавна велось в Руси

За честь оказанную плата!
Среди великого добра,
С сосновых лап насыпет злата,
С кустов добавит серебра.

Увидишь ты его хоромы.
Ларец волшебный и резной.
Под изумительные громы
Восстанет терем расписной.

Увидишь в горнице девицу
Красой пред ней рассвет потух!
Но упаси тебя жениться,
То Мавка, загулявший дух.

Зелья хмельного чуть отпив
(Пусть по усам оно течет)
Поклон хозяйке здешних див
Отвесь, изяществу в зачет.

Благодари за все хозяев,
Мол, будешь вскоре слать вестИ
И с колокольцами Валдая
Проси до дома довезти.

Дорогу скорую укажут.
Проводят под родимый тын.
И на прощанье добро скажут:
— Счастлив ты ныне, сукин сын!

***

Встречал и я такое диво!
Запомню этот день в лесах.
Снега с серебряным отливом,
Блестят подарком на висках.

© Copyright: Комиссар Катар, 2014
Свидетельство о публикации №214120701412