Комиссар Катар

— Почему бояре в Ближней государевой думе кичились своим происхождением и спорили по поводу своей родовитости?.

Знаете, историки и писатели-фантасты нагородили множество ерунды, не имевшей никакого отношения к реальности тех событий, которые происходили до романовской узурпации царской власти в России. Именно Романовы дали установку на очернение всего, что касалось времен до их правления и современная версия истории, это просто версия привязанная к иудо-христианству или ереси жидовствующих, которую эти царьки притащили на Русь в виде современной РПЦ.
Я писал о деревянных болванах и приводил в пример известный болван царицы Нифертити, на который просто надевали головной убор этой царицы во время хранения. Сегодня таких манекенов полно в ювелирных и шапочных магазинах.
Боярские горлантные шапки так же надевались на подобные манекены, что сохраняло их формы. Но у шапок была особенность. В них, сшитых из водоотталкивающего горлантного меха, хранились древние грамоты, жалованные ордынскими царями их родам. Это не просто головной убор, а тубус для хранения документов и высота шапки зависила от их количества.
Ранее вообще любые грамоты и ценности зашивали в шапку, потерять которую было нельзя. У каждого сословия своя шапка с «пачпортом» и своя стрижка. Ломание шапки перед вышестоящими не раболепство, а признание того, что твой род ниже по древности и ты уважаешь того, кто древнее и родовитее тебя, а значит обретается во власти.
Кстати, и падение на колени, это признание силы прекрасно явленное в природе. Если человека атакует зверь (например, гиена), то совершенно не нужно бежать или сражаться с ним. Достаточно просто взять корягу и поднять ее над головой, тем самым увеличив свой рост. Зверь не нападает на того, кто выше его. В этом и есть феномен жирафа, практически не имеющего врагов.
Знаменитая сдача в плен «руки в верх!» или «хенде хох!» из этой же оперы. Вот только при падении на колени могут убить, а с поднятыми руками нет — ты просто военнопленный. Так и зверь — пока ты с поднятыми руками и корягой над головой — ты у него в плену, но не в желудке.

Горлантные шапки бояре надевали только в сидение в ближней государевой думе. Идет боярин и все знают — следует мужчина по делу государеву, ломают шапки перед ним, признавая за феодалом законодательную власть, подтвержденную зашитыми в шапке документами — этим государевым грамотам и кланяются. Но раболепства нет — до Романовых на Руси рабства не было.
Пословица «не по Сеньке шапка» говорит о том, что ее носитель не соответствует ее правилам.
Так, что поменьше верьте тем фильмам, где люди валятся на колени массово и скопом, лежа во прахе.
Так, что же за споры о родовитости были в думе у государя?
Все просто — из покон веков, в случае разногласий по принимаемому решению, на Руси существовал интереснейший обычай.
Вот рассматривали бояре некий вопрос и силы поделились поровну — нет решения. Тогда государь применял этот обычай, который прекрасно сохранялся на русском флоте. Он спрашивал мнение самого старшего и самого младшего в думе, конечно не по возрасту, а по родовитости. Если состав думы менялся, то сначала разбирался вопрос, кто здесь старший и кто младший. Потому, что именно от них зависело решение спорных вопросов, а это было большой честью. Так что, споры о родовитости имели, как у палки два конца.
Если мнение старого и малого совпадали, дума приговаривала решение, а государь его утверждал. Если и здесь были разногласия, то дебаты продолжались и в думу кликали начальников приказов на доклад высокому собранию.
Я сам потомок Думного Дьяка Терентия (Фомы) Дурака Пантелеева (дурак это младший сын князя) и на основании духовного служения пращура диаконом в Дворцовой Церкви — боярина по духу, где единственным в России настоятелем храма и священником был государь в сане пресвитера. Предка позже ставшего боярином ближней государевой думы. Среди прочего, я имею право зваться сыном боярским. Так называли потомков тех, кто имел в своем роду хоть одного Думного Боярина или Думного Дьяка.
Полезно будет читателю узнать и следующее — количество людей в государевой думе, было не высоко. У Ивана Грозного больше всех — чуть больше 50 человек бояр и примерно 30 дьяков. А ведь страна была не в пример больше путинской России, где депутатов хоть на приплод бери.
Кстати, вопрос с пенсией и ее повышением решили в соответствии со «стар и млад». Сначала выступила древняя баба Яга — первая женщина-космонавт СССР, а потом выпустили с «одобрямс», кого то из молодых. В парламентаризме это прекрасно действует — психология такова.
С времен Великой Смуты, на Руси и отвалившихся от нее «нэзалэжных» территориях по всему миру, раскручивается одна и та же мыльная опера о гениальности правящего ныне болвана, на которого надевают шапку Мономаха. Как только болван представится, его немедленно обольют грязью. Примеры Ленина, Сталина, Брежнева и прочих прямо перед вами. То же будет и с Путиным.
Причина проста — на Руси с времен Великой Смуты нет царей, а есть болваны под шапки символизирующие власть.

И это не символика. Умершего боярина деревянный болван оставался в шапке, ведь совершенно не обязательно его наследник будет приглашен в Думу. Болван выставлялся на видном месте украшенный боярской аммуницией и ждал своего часа, когда на него наденут новую горлантную шапку того, кто попадет в Думу.
С приходом Романовых была упразднена и сама ближняя государева дума, а болваны просто выкинули, сложив бумаги грамотные в обычные шкатулки. Появились новые материалы не допускающие воду, кроме горлантного меха, и за их сохранность помимо шапки, можно не волноваться.
Так болваны стали не символом власти, а экспонатами помойки. Как говорится — из князи в грязи.
Были ли болваны у иных сословий того времени? Конечно были — люди носили вещи десятками лет и берегли их. Так и с шапками — их не кидали на полки с головными уборами, хотя конечно шапка шапке рознь.

.