Комиссар Катар
Герою войн в Афганистане и Таджикистане Вадиму Чехиринадзе
Да здравствуй князь, великий горец!
Стремнин любимец и высот,
Кавказский витязь миротворец,
В тигровой шкуре Ланселот!
Тебе ль потомку офицеров
Грустить о прожитых годах?
Плесни-ка в чашу кабальеро
Видавший выдержку коньяк
Скажи нам тост не торопливо,
Открой, всю правду не таясь.
Джигит грузинского разлива
Неугомонный горский князь.
Многие народы мира горды подвигами своих героев. Японцы славны самураями, американцы ковбоями, европейцы рыцарями и лишь у русских никого. Как ни странно, но русскому народу начисто отказано в благородных героях, коими так пестрят исторические справочники других стран, не совершивших в истории мало-мальского благородного поступка, но увесившие себя лаврами голубой крови своих правителей. Конечно, я заткну рот любому, кто посмеет сказать, что у славян не было благородных идальго и верных служителей женщинам. Были! Да еще какие! Не чета рыцарям Круглого стола короля Артура, которых на самом то деле, никогда не существовало в Европах.
Вот ради устранения несправедливости в этом вопросе и сел я, столбовой русский дворянин, за написание этой миниатюры.
Мне не придется долго искать в исторических анналах этих людей, они и сейчас рядом с нами. Речь идет о Русском Офицерском Корпусе, о тех самых людях в погонах, которые посвятили свою жизнь служению отечеству. Речь пойдет о РОК!
Служили в нем с самого его основания, люди разных национальностей, разных взглядов на устройство мира, выходцы из разных общественных слоев. Однако, именно русское офицерство стало носителем незыблемых традиций, имя которым ДОЛГ, ЧЕСТЬ, СЛАВА. Так было всегда и наследники русского офицерства из армий независимых государств, появившихся на карте мира, в результате распада СССР, прекрасно помнят об этом. Как не пытаются ввести иные правители в их ряды, новые традиции и выгодную им историю, суть офицерства осталась такой же, как и в момент его зарождения.
Первые полки нового строя Российского государства появились во времена Ивана Грозного. Под этим Именем в истории растиражирован человек, в котором объединены три русских царя. Грозным Иван был не для подданных, а для врагов Руси. Однако душевная болезнь, вызванная излишним увлечением религией ( а русский царь был одновременно первосвященником и игуменом кремлевского монастыря) привела к душевной болезни. Крещенный именем Василий, Иоанн Грозный окончил свою жизнь Василием Блаженным, именем которого назван храм на Красной площади в Москве.
Первыми офицерами России были военные инженеры. История доносит нам имя одного из них. Зовут его Иван Выродков. Описан он как розмысел, так на Руси звали технически грамотных людей. А еще назван Иван-розмысел, как поручный начальник, читай поручик, то есть тот, кто поручает выполнить работу или приказ. Известен он как создатель «нападной башни» при осаде Казани, которую русские войска собрали в рекордные сроки из заранее срубленных частей-панелей, которые сплавили по Волге к стенам Казанского Кремля. Именно эта башня и принесла победу войску Ивана Грозного. Посмотри вокруг читатель! Видишь панельные дома? Это Иван-розмысел придумал! Конструктор лего детям покупал? Выродкова работа!
Однако, массовым офицерство не стало. Конечно бояре и воеводы, князья и их дворня были начальниками, но офицерство, второй раз появится в полках нового строя созданных первыми Романовыми. Мой предок ведал вооружением в Новгородском рейтарском полку и имел чин маеора, будучи, по сути, замом командира полка по вооружению. Однако, Феодор был столбовым дворянином и это играло немаловажную роль в назначении на пост. Стать офицером иному, кроме как дворянину, было не возможно. Пустоту заполняли заезжие беглые солдаты европейских армий, выдававшие себя, за командный состав. Как тут не вспомнить Клейнмихеля, которого Пушкин называл потомком солдата «австрийских, пудренных дружин». Благо выправить любую бумажку за деньги, в Европе и ныне не составляет труда. Поэтому и это офицерство, можно так назвать с большим трудом.
Кстати поэт был объективен. Самого себя именовал мещанином ибо дворянином он был лишь по матери и бабушке, что как известно не давало право на наследственное дворянство. Арап Петра Великого, дед поэта, Ганнибал, хоть и имел бригадирский ранг, но имел право лишь на личное дворянство, не передаваемое своим потомкам. Имея придворный чин камер-юнкера Александр Сергеевич не был наследным дворянином, а зачисление его в Царскосельский лицей состоялось на основании монаршего повеления, как потомку людей оказавших услугу Отечеству. И лишь по окончанию оного, Пушкин получит первый чин в «Табели о чинах и рангах Российской империи» — 10 класс или коллежский секретарь, что соответствовало званию подпоручика. Помните чиновника из Гоголевской «Шинели»? Акакия Акакиевича? Не многим выше!
Многие знающие читатели, меня поправят: «Как же так? Автор безграмотен и не знает, что Абрам Петрович Ганнибал умер в звании генерал-аншефа, за которым следует только фельдмаршал?!» Упреждая особо ретивых, сообщаю, что звание генерал-аншефа для предка Пушкина не было военным. Трон указал ему носить его в благодарность за его заслуги, а так же за исполнение им должности главного инженера по гвардии. Звания гвардейских офицеров не соответствовали званиям армейских и были придворными. Например, гвардейский полковник занимал в полку должность, равную должности армейского майора. Это и понятно! Шефом полка гвардии, был как правило, император, а командиром свитский генерал.
Мой предок-кавалергард, командовал эскадроном в звании полковника гвардии, а на русско-японскую войну, был откомандирован с производством в полковники по кавалерии Нежинского драгунского полка. Впрочем, прадед, по окончанию войны, снова вернулся в родной Кавалергардский полк, с которым и ходил в Брусиловский прорыв, в эполетах гвардейского полковника. Полковник гвардии Андрей Андреевич Пантелеев, последний командир 4-го эскадрона Кавалергардского Её Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка, распущенного революцией.
Кстати, в России кавалергарды впервые появились 30 марта 1724 года в виде почётной охраны императрицы Екатерины I, сформированного ко дню её коронования. Сам государь принял на себя звание их капитана; офицерами числились генералы и полковники, капралами — подполковники, а рядовые (60 чел.) выбраны были из самых рослых и представительных обер-офицеров. Ведал полками гвардии не военный министр империи, а министр двора Е.В.Г.И... К наименованию любого гвардейского полка или гвардейского флотского экипажа, прибавлялось указание, имени того, кто является его шефом. Как правило, это были члены августейшей семьи.
Откомандированный из гвардии в армию офицер, получал должность на несколько рангов выше, но так было не всегда, а лишь с времен Екатерины Второй до Александра Второго. Интересно будет узнать и следующее: все офицерские звания русских царей и царской семьи, были по гвардии, а не по армии и флоту. Русские цари ставили офицерское звание выше придворных чинов.
Историки ошибочно приписывают бригадиру Арапу генерал-аншефа и предыдущие воинские звания (до бригадирского). Все они проводились именным указом по придворному ведомству, а не по армии или флоту. Генерал-аншефство Ганнибала звание придворное. А в офицерском корпусе он навсегда остался бригадиром. Впрочем давайте послушаем самого поэта:
Не торговал мой дед блинами (намек на Меншиковых),
Не ваксил царских сапогов (Это о Кутайсове, камердинере Павла I),
Не пел с придворными дьячками (О Разумовских, чей предок, Алеша Розум стал фаворитом Елизаветы Петровны после того, как она заметила красивого малого с чудесным голосом в церковном хоре),
В князья не прыгал из хохлов (Безбородко),
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин (пинок в сторону Клейнмихеля и его
потомков);
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.(Намек на своего прадеда, Арапа Петра Великого)
Кстати рождение и смерть Арапа Петра Великого, окутаны тайной. По утверждению историков умер он в 1781 году, в возрасте 85 лет, что крайне сомнительно для того времени. Люди тогда долго не жили. Сорокалетний человек, по выражению самого Пушкина, считался стариком. А Арап умер, через много лет после смерти своего крестного отца, ушедшего в мир иной в 1725 году. Кстати, раньше Ганнибала звали Абрамом Петровым, как крестника Петра Великого. Когда он покупал в Эстонии имение Карьякюла, то взял себе новую фамилию Ганнибал и фамильный герб с африканским слоном. Ни имя, ни герб не были приняты русским дворянством. Строго говоря, герб Ганнибала это просто эмблема или логотип, на манер купеческой марки.
Хотя герб Ганнибалу не был пожалован, он начал пользоваться уже с 1742 года (времени подачи прошения Елизавете) гербом не утвержденным. Гербы-эмблемы были в обычае у не родовитых дворян, тех, кто не имел фамильного герба. Но герб Ганнибала указывал не только на дворянство, но и на княжеское происхождение. Сохранился акварельный рисунок герба Ганнибалов. На нем мы видим слона, несущего на подушке княжескую корону (то же самое было выбито и на печати). Слон указывал на африканское происхождение обладателей герба, а корона — на то, что предки их были князьями. Такой не утвержденный фамильный герб украшал личные печати Абрама Петровича и позднее — его сыновей.Как бы то ни было а арап Петра Великого, не оставил своим потомкам дворянского достоинства, так, как не получил наследное дворянство, а пребывал в личном. Поэтому бесполезно искать Ганнибалов среди русского дворянства, их там нет! Про Африку судить не берусь.
А вот что писал сам поэт, о своей семье:
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою не укротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
В истории рода Пушкиных действительно есть повешенный предок: 4 марта 1697г. Федор Матвеевич Пушкин, сын воеводы Матвея Пушкина, был повешен Петром I за деятельное участие в стрелецком заговоре Соковнина.
Все изменилось с воцарением Петра Великого. Именно тогда, будет сформирована суть офицерства, установлены четкие границы и правила его жизни. В жизнь была введена «Табель о чинах и рангах Российской империи», дававшая право любому, достигшему нижнего его 14 класса, называться дворянином и иметь «благородное звание», с соответствующим к нему обращением. Определенные классы давали право на «благоприобретенное дворянство» потомству человека, заслужившего такую награду.
Русь не ведавшая иных титулов, кроме боярина, князя и барина, впервые получила графов, баронов и прочие европейские титулы, дававшиеся русскому офицерству за особые заслуги перед престолом. Именно дворянством и титулами отмечал государь верное свое воинство – господ офицеров.
В разные времена, по разному классу Табели, можно было заслужить дворянство своим потомкам. Если первоначально все начиналось с низших классов, то позже стали награждать только старшее офицерство именуемое словом обер. Младшему же штаб-офицерству, потомственное дворянство не полагалось. Впрочем, сам офицер этих классов и его жена, именовались благородными людьми и стать женой офицера, было престижно всегда.
Так, например Вера Гондлевская, владелица Сандуновских бань и наследница многих миллионов, считала для себя честью, выйти замуж за гвардейского поручика. Выиграли все: купчиха стала «её благородием», а поручик поменявший блеск гвардейских парадов, на уютный кабинет тестя, сжег свои долговые расписки. Именно он, задев купеческое самолюбие Веры Ивановны, предложил «перешибить» конкурентов и в Москве появился храм неги и удовольствия – Сандуновские Бани. Как понимаете, Вера Гондлевская стала Гондлевской по мужу. Приходилось мне бывать в Сандунах. Говорят, в дворянских отделениях, подавалось шампанское для мытья ног в серебряных тазиках. Куда там бедной Европе!!! Поразительная роскошь! Пришлось мне там увидеть американцев из баскетбольной сборной, пришедшей посмотреть на это чудо банной архитектуры. Передать их удивление могу словом – ошарашены!
Русское офицерство уважало Сандуны. Посещал их Денис Давыдов, декабристы, герои более поздних баталий, а вот Пушкина там не было. Дело в том, что тогда были старые Сандуны, еще не перестроенные Верой Ивановной и пушкинский кабинет, не более, чем легенда этих бань.
Cандуны, были противовесом чопорному Английскому клубу, куда пускали лишь потомственных дворян. Так, Пушкин, был там, лишь ассоциированным членом и не имел права в решениях клуба и баллотировке новых членов.
А, вот Сандуны, император Александр Третий, называл «первейшим в России офицерским собранием» и всегда прислушивался к мнению зала, именуемого «говорильней», где на мягких диванах расположенных у роскошного буфета, располагались патриции России, ее благородное офицерство.
До самой революции Сандуны играли большую роль, в жизни РОК. Мало, кто знает, но в любом офицерском собрании были свои Сандуны, где обсуждались в равной атмосфере, проблемы полковой жизни.
Кстати, правилом русского офицерства, было обращение по имени-отчеству и обращение по званию, считалось моветоном или же сугубо служебным делом, важность которого, подчеркивалась званием собеседника. Обращение на ты существовало всегда и было привычным среди равного офицерства, однако осуждалось, если собеседников было больше, чем два. В присутствии третьего лица, офицер обязан был говорить с другом на «вы».
Еще одним правилом, которое характеризует этот корпус, было правило выслушивать перед боем мнение самого старшего( после командира конечно) офицера полка и самого молодого. Все сказанное относится в равной степени и к флоту, а позже и к авиации.
Особое отношение у офицеров было к женщинам. Целый комплекс правил и обязанностей предписывал офицеру его поведение. Скажу лишь одно, все эти правила, можно найти в «Правилах хорошего тона, написанных именно с офицерских традиций.
Обязательное вставание при входе женщины и ее вставании с места, говорили о почести, которое русское офицерство оказывало, только своим начальникам. То есть, господа, считали женщину существом стоящим выше их, по праву своего рождения, а значит благороднее. И хотя существовало обращение к крестьянкам или разночинкам на «ты», любое нелицеприятное отношение к женщине осуждалось и могло было вынесено на суд Офицерской Чести. Вывод же последнего не подлежал обсуждению, даже царем. Нередко выход из такой ситуации заканчивался самоубийством осужденного. Лишь так можно было искупить свою вину, перед корпусом.
Помещая кодекс русского офицерства, я желаю обратить внимание читателя, на этих людей, которые рядом с нами и к которым, имею честь принадлежать и я. Ты можешь гордиться своими офицерами читатель. Они образец служения Отечеству. А вот для того, что бы ты отличал офицера от проходимца в форме, я помещу не старый Офицерский Кодекс Чести, а новый, принятый в феврале 2012 года, на Всероссийском съезде Офицерского Корпуса Российской Федерации. Такие же съезды прошли и в других странах бывшего СССР. Желающие могут сверить его с тем, который был у наших славных предшественников.
Душа — Богу,
Жизнь — Отечеству,
Честь — никому.
Кодекс чести русского офицера
Проект Кодекса разработан Военно-Державным Союзом России и обсужден в процессе подготовки к Общественному Офицерскому собранию.
Честь — это главное внутреннее нравственное достоинство Русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть. Армия, движимая чувством Офицерской Чести, является непобедимой силой, реальным гарантом государственного бытия и мирного преуспеяния России.
Русский Офицер — есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь является главной драгоценностью для Русского Офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою задруги своя».
Высокое звание Русского Офицера — не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой. Не каждый русский по происхождению, надевший мундир, автоматически становится Русским Офицером. Русским Офицером может быть и не русский по происхождению, но положивший свою жизнь на благо нашего Отечества — России.
Русский Офицер — воин по Духу. Так было во все века. Сегодня идёт война за душу человека, солдата. Россия и Русская армия — последний «Удерживающий» от наступления сатанинского «нового Мирового порядка». Пока Вера не станет опорой Офицера, сама Армия не сможет стать опорой общества и Государства. "Не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога... если ты воин, то воюй!
"Отечество — высшая ценность Русского Офицера. Главное — Россия, все остальное — преходяще: «Я, Русский Офицер, Честь имею, а живу ради служения Отечеству... Я согласен жить и умереть без имени, всегда памятуя о главном: лишь бы осталось в святости имя Родины».
Любить свое Отечество — Россию, знать ее историю, соблюдать славные традиции и быть благородным гражданином и патриотом, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями. Не допускать измены и предательства, до издыхания быть верным Народу и Отечеству, служить ему верно, до последней капли крови защищать его от внешних врагов.
Сознавать личную ответственность не только за боеготовность вверенной части и безопасность своего окружения, но и в целом за оборону Русского Государства, состояние его Вооруженных Сил, за победы и поражения, развитие военного искусства, совершенствование военного дела, особенно в условиях современных информационно-психологических, финансово-экономических, диверсионно-террористических войн, имеющих тотальный характер и поражающих все скрепы государства: территорию, экономику, управление, общественное сознание, моральный дух.
Постоянно искать и добывать себе Честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления Русской Армии, преемственного развития Офицерского Корпуса.
Неустанно развивать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинными оскорбленным; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, усердие к общему делу и верность к службе, прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, бодрость, выносливость и другие воинские добродетели.
Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; "чинить дело с рассуждением, а не держаться воинского устава, яко слепой стены; постоянно тренировать свои ум, расширять культурный кругозор; уметь распознавать и развивать таланты своих подчиненных.
Знать Законы России и Воинские Уставы, глубоко понимать военное дело, современную ситуацию, приёмы и способы войны против России, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; всегда вести себя и поступать «как честному, верному и храброму Офицеру надлежит»; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, постоянно имея в виду пользу службы и государственный интерес — эгоизм и карьеризм противоречат существу государственной службы.
Свято блюсти и почитать Боевое Знамя воинской части и символы русской славы и доблести. Знамя — «душа армии», символ чести и доблести защитников Родины, олицетворение связи славного прошлого с достойным настоящим и будущим, напоминание о долге. Не забывать, что вручение знамен и штандартов — высшая награда, а их утрата — преступление и позор.
Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных в Армии или в условиях гражданской жизни, но и идейным вдохновителем, властелином Русских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих Армию и Государство антигосударственных и пацифистских учений.
Добиваться побед «малой кровью», сражаться мужественно и храбро, не забывая о благоразумии; словом, делом и личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отступать без приказа, сражаться до последней возможности, умирать с Честью и Славой; войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти; не отчаиваться при поражениях, а обращать их на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно, предпринимать все усилия для возвращения в строй и продолжения борьбы.
Для Русского Офицера «солдат дороже себя»; он — «братец», «витязь», «чудо-богатырь». Заботиться о солдатах, относиться к ним бережно, человеколюбиво: воспитывать их в благочестии и верности, «трудолюбивой охоте к военной службе»; обучать с толком, «без жестокости и торопливости»; добиваться прочного усвоения ими приемов и действий, основ военного искусства.
Для Русского Офицера товарищество — это самоотверженность и жертвенная готовность прийти на помощь как в бою, так и в повседневной жизни. Крепи офицерское братство, способность «против неприятеля заодно поступать»; «ни словом, ни делом товарищам бесчестия не чинить, в неразрывной любви, мире и согласии пребывать, по достоинству уважение оказывать»; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков; почитать скорбной памятью и молитвой павших на поле брани и принесших таким образом жизнь свою на алтарь Отечества, хранить воспоминания об их подвигах.
Офицер должен всегда держать слово. Уже из уважения к себе он обязан быть хозяином своего слова. Никто не смеет усомниться в его честном слове. Неискренность есть признак нехватки мужества, и поэтому она затрагивает Честь Офицера.
Императив офицерской жизни — твердое знание и вера в то, что "Русской Армии, приученной побеждать, можно нанести отдельные поражения, но победить ее нельзя... Армия, вступая в войну, обязана верить, что в конце ее будет Победа. И пахарь, и солдат одинаково терпят лишения ради конечного результата. Не будь этой манящей цели — к чему же тогда наши усилия?
"Особая Честь — стать под униженные Знамена, поруганные врагом и обесчещенные в народе, чтобы выиграть следующую кампанию и не допускать больше поражений. Офицер должен всегда держать слово. Уже из уважения к себе он обязан быть хозяином своего слова. Никто не смеет усомниться в его честном слове. Неискренность есть признак нехватки мужества, и поэтому она затрагивает Честь Офицера.
Императив офицерской жизни — твердое знание и вера в то, что "Русской Армии, приученной побеждать, можно нанести отдельные поражения, но победить ее нельзя... Армия, вступая в войну, обязана верить, что в конце ее будет Победа. И пахарь, и солдат одинаково терпят лишения ради конечного результата. Не будь этой манящей цели — к чему же тогда наши усилия?
«Особая Честь — стать под униженные Знамена, поруганные врагом и обесчещенные в народе, чтобы выиграть следующую кампанию и не допускать больше поражений. Трудная благородная профессия Офицера — дело нужное и полезное для Русского народа и России. Она не является выгодной в денежном или карьерном отношениях. Достоинство офицера заключается в мечтах и стремлении сделать карьеру и стать полководцем. Отличиться на службе и в делах против неприятеля. Иначе лучше сразу же идти торговать подтяжками или свекольным мармеладом». Честь Офицера не допускает быть карьеристом, даже умным и знающим, И не ставить карьеру выше интересов России! "Делай свое дело, держи слово, говори правду, не подхалимствуй, воздерживайся от непомерных выпивок и закусок», учись у других, в том числе и у противника энергии, деловитости и пунктуальности, будь откровенен, «но в тех пределах, которые никак не задевают ни моей Чести, ни Чести моего Государства».
Для Русского Офицера все наше прошлое, все настоящее и все будущее воплощается в одном великом и всеобъемлющем слове — Россия.
Избравшим Государево Служение, будь то офицер, прапорщик, мичман, сержант, солдат необходимо всегда помнить, что служат и жертвуют своей жизнью ради высших Истин, что «не имеют в запасе второй Отчизны» и «присягают только один раз». Офицер Чести не может уйти в запас или отставку.
Я, Русский Офицер. Честь имею!
© Copyright: Комиссар Катар, 22.05.2014 02:51
Свидетельство о публикации №214052200186
Добавить комментарий