Комиссар Катар
Человек воспринимает будущее иначе, чем прошлое, но в бесконечных масштабах космоса будущее и прошлое могут выглядеть совершенно одинаково.
«Дорогой Катарушка. Прочитала эту былину («В гостях у деда Мороза» — прим. Катара) на одном дыхании. Очень вовремя. И хотя я уже бабушка, внучке 18 лет,но именно сейчас остро ощущаю несоответствие внутреннего возраста с внешним.Это время принесло много бед, но и дало возможность заглянуть в прошлое нашего народа и оно великолепно и трагично одновременно.
Многие вопросы,которые возникали ещё в детстве, юности, получили свой ответ.Например,меня всегда удивляла фраза «собрались родные,близкие и друзья»."Зачем повторять одно и тоже дважды? Да потому — думала я, что считала близких и друзей одними и теми же людьми. Вы разложили всё по полочкам и мне осталось только с радостью пересказать об этом родным,близким и друзьям.
Вы рекомендуете внимательнее присматриваться ко всему,что окружает нас из нашего прошлого.Я последовала совету и столько успела увидеть и...удивиться...!
Но, в связи с этой былиной, у меня возникли вопросы,связанные с обычаем ставить срубленную ёлку дома. И вообще с ёлкой чехарда целая. В каком-то источнике я прочитала,что наши предки украшали ель (ёлку) прямо в лесу и водили вокруг хороводы. Благо,люди жили на земле и часто рядом с лесом, где добывали дрова и дичь.Ель-дерево вечнозелёное и олицетворяет вечную жизнь.По-моему логично.Но срубленное дерево олицетворяет что? А тут ещё нашла в интернете вот такое: « Ёлка издревле считалась на Руси деревом смерти: под ёлками хоронили, еловыми ветками устилали последний путь,еловыми ветками украшали могилы (здесь можно по-разному трактовать),но вот почему из ели строго запрещалось строить дома,а возле жилых домов было не принято сажать ёлки? Там же прочитала,что в русских поговорках и пословицах так же прослеживается негативное отношение наших предков к этому дереву. Например,»смотреть под ёлку"-тяжело болеть,а угодить под ёлку" и вовсе умереть."Еловая деревня" -кладбище, а «еловая домина»-гроб, «пойти или прогуляться по еловой дорожке»- умереть. И вообще чащоба всегда пугала людей.Там темно и страшно.Не дай Бог потеряться в ней. Помню,как подруга рассказывала,как ездила в ковше трактора-бульдозера в тайгу за шишками, и как одна женщина отошла «на два метра» и потерялась.Кричи не кричи, ничего не слышно. Её,конечно,нашли,но страху натерпелась по полной.
Так как быть с мёртвой (срубленной) ёлкой в доме? Может быть лучше уж тогда искусственную наряжать,если живой поблизости нет? И вообще, так когда же нам следует праздновать наступление Новолетия?»
(Ирина Манюкова. Алма-ата)
Не знаю как вы, дорогие читатели, а я расплылся от удовольствия, прочитав такое письмо. Вот и Катарушкой ласково величают, и дожился до того, что люди добрые совета спрашивают. Не всякому автору такое дано доверие, а значит, крепнет моя вера в начатое дело и уверенность в своих силах.
Еще недавно катары Лангедока, русскому человеку иноземцами казались, а прошел час и ощущает нас русский человек своими братьями, понимая, что сохранили мы в борьбе яростной то, что ведали предки, не склонились римскому епископу, не приняли дерзкой веры, а шли трудным, но единственно возможным для русского человека путем.
Сегодня мы делимся знаниями богумилов, древних альбигойцев, катаров Марии Магдалены, староверов-христиан с любым желающим человеком, с радостью наблюдая за улыбками наших читателей и просветлением на их лицах.
Правильно пишет читательница – тяжелые времена выпали нам, но именно тяжелые времена рождают сильных людей, в то время, как времена легкие, мало значимые – удел слабого человечества. Происходящее на наших глазах укрепляет дух каждого, кто ищет к этому пути. И дело не в том, что автор семи пядей во лбу: все рассказанное мною вы прекрасно знали, только немного подзабыли. Случайно прочитанная миниатюра, просто дала толчок вашему опыту и показала направление личного исследования.
Непрост стал читатель, ой непрост. Иные пишут мне из отпусков такое, от чего иному академику впору свихнуться. Люди начали смотреть на окружающий мир своими глазами, чувствовать себя умными, способными к анализу самых сложных ситуаций, но главное понимать себя частью природы, а значит детьми Бога. Это создает праздничное настроение в душе.
Впрочем, сегодня мало кто догадывается, что слово праздник означает нечто иное, чем принято понимать ныне. И сохранили нам древнее понимание этого термина украинцы. Ох, уж мне эти украинцы! Достается им от меня, но верьте, что нет у Катара к ним скрытой подлости или презрения. А вот выпороть гайдукам на конюшне через одного, не помешает.
Знаете, я тут на страничке Германа Стерлигова, в рекламе товаров его Слободы, увидел розги, выставленные на продажу, с замечательным текстом под фотографией;
« У нас радостная новость для родителей! Поступили в продажу свежие розги. Недорого. Никакого вреда для здоровья ребенка. Срезаны в экологически чистом месте, вдалеке от шоссейной дороги. С завтрашнего дня, в комплекте будет предлагаться и бутылка ключевой водицы. Смоченные в воде розги безопасны и мягки. Розги ивовые и ольховые».
Я знаю, что Герман меня читает, а посему хочу сказать ему – браво! Очень своевременное предложение. Многие родители, если сумеют понять сказанное мною ниже, должны быть благодарны этому купцу-староверу, за открытие еще одной тайны нашего русского прошлого.
Вот ты поди, читатель думаешь, что в школах детей истязали этими розгами? Эх ты, немощь историческая! Бросай ты эту историю и двигай к нам в былину.
С давних пор срезал дьячок в первую декаду декабря розги из ольхи и ивы. Высушивал на чердаке приходской школы, а как высушил, то опускал их в бадью с ключевой или колодезной водой, дабы размокали. Постоит розга в воде ночь-другую и становится мягкой, гибкой, но с твердой рукоятью и никогда не ломается.
Немцев всегда удивляло, как русские себя в бане вениками истязают. Глупый этот народ немцы, потому как немые, разучившиеся с Богом говорить. Русскому человеку баня дом родной. В ней рождался, в ней и обмывали в путь последний.
Запаривать веник для бани можно двумя способами: горячим и холодным. Сегодня, в основном все его кипятком заливают, но только старые парильщики, опускают это опахало в воду ключевую на всю ночь. Получается веник шелковистым, мягким, а в парной взорвется лесным ароматом, гуляя по телу справного парильщика.
Ну и скажи, читатель, тебе хоть раз от банного веника больно было? Вот так и с розгами. Распаренные розги, ничего кроме пользы детской попе не несли, а наказание было больше обидным, чем болезненным. Кстати, те, кто знает свойства ольхи и ивы, подтвердит, что бабки-знахарки водой настоянной на них, попы малым детям смазывают, что бы не елозили. Детская попа не привыкла к многочасовым заседаниям, свербит в ней от них. Вот и крутится егоза, мешая другим ученикам. Самое время и пройтись по попе ольховой розгой.
Слышите, хохлы, о чем я? Не всем конечно так легко отделаться придется за сотворенные беды, да только простой человек поймет, что порка ему на пользу.
Вот эти простые люди с Украины, сохранили истинное значение слова праздник у славян.
На самом деле это просто день закладки храма в деревне, который ежегодно празднуют всей общиной. Раньше ведь храмы и памятники на Руси на пожертвования людей ставили. Объявляли подписку и пускали шапку по кругу. И каждый сам решал, достоин ли этот человек такой памяти о нем? Это сейчас попы решают, кто свят, а кто грешен, а раньше люди, по памяти доброй судили да рядили. Ну, с «судили» читателю понятно, а что «рядили» означает. Неужто в одежды облачали? Конечно, нет. Слово рядить означало вину выстраивать в ряд или же наоборот, заслуги человека рассматривать. Вины в одну сторону, правды в другую.
Срослась церковь с государством – сильные мира сего сами стали храмы возводить в престольных своих столицах. Так появились престольные или столичные праздники главных храмов. Кстати, все именины пошли от храмов заложенных. Варвары храм заложили – в святцах Варвара появилась и день ее именин. Якова церквушку поставили – приказной строкой в святцы внесли яков-день.
Сегодня все это позабылось, а нам твердят, что даты эти не иначе как дни рождения святых особ и угодников с великомучениками. Да только умный человек посмотрит, что имя Варвара значит, а заодно и Якова осмыслит.
Имя Варвара — женская форма имени Варвар (разг. Варварий) от греческого слова барбарос — иноземец. Имя означает: иноземка, варварка, дикарка, из варягов, жестокая. Так наших предков славян порабощенная Европа называла. То есть храм Варвары это просто РУССКИЙ ХРАМ, либо Марии Богородицы, либо Марии Магдалены.
Имя Яков (Иаков) носил один из героев Ветхого Завета, почитаемый во всех авраамических религиях. В переводе с иврита имя Яков означает «последовал» или «следующий по пятам». Нам говорят, что имя это еврейское! Окстись, читатель. На древнеславянском яков это пятак. То есть ПЯТЫЙ. Сам подсчитаешь апостолов или за тебя это сделать? Вспоминай их черед прихода в ученики к Христу, там и пятого найдешь. И никаких пяток тут нет, обман это. Пятку потому и звали пятой, что была она по величине, как медный пятак. Кстати, и попу пятой точкой совсем зря называют. Это безграмотные евреи выдумали. Древнее русское название нашего мягкого места АФЕДРОН.
Что не знакомое слово, приятель?
«Окружен рабов толпой,
С грозным деспотизма взором,
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором».
(А. С. Пушкин, «Ты и я», 1817—1820 г.)
А вот еще:
«Да нечева у вас и послушать доброму человеку: все говорите, как продавать, как куповать, как есть, как пить, как баб блудить, как робят в олтаре за афедрон хватать».
( протопоп Аввакум)
«Этот афедрон в Константинополе показывают и доныне; он находится, как я сказал, позади Константиновой площади и рынка в портике».
(Сократ Схоластик)
У Сократа пояснение афедрону обстоятельное – сие просто отхожее место. А теперь, правда о пятой точке.
В любом помещении есть 4 угла, четыре точки и лишь в сортире есть пятая, имеющая выход в выгребную яму. Вот это и есть пятая точка, на которую садятся ягодицами. Пятая точка это вообще любое сливное отверстие в доме.
Вот сколько не поясняли это немцу, он так и не понял, а посему с помощью брата своего еврея, такого же немого, как и он сам, ввели в литературу новое толкование части нашего тела. Я бы даже сказал скабрёзное толкование.
Сегодня ему учат в школе.
Однако вернемся к праздникам. Праздничные дни были у всех разные, и лишь государство все унифицировало, обрядило в единую систему, которую поддержали попы, сами ставшие частью государства. В деревнях еще остались праздники в старом понимании этого слова, но уже крайне редко. Сейчас это официально объявленные государством, церковью, а иногда и обоими, торжества по случаю годовщин чего то. А вот то, что связано с библейскими событиями наши предки именовали СВЯТАМИ или СВЯТЫМИ ДНЯМИ. Святцы это просто СВЯТЫЕ ОТЦЫ церкви, которые и написали перечень известных им монастырей и храмов в список, который ныне почитается списком крестных имен. Именно они заменили древние, до христианские имена, существовавшие в угоду Богу Роду:
Ярослав, Драгомир, Ратибор, Прекраса, Лель, Пелагея и пр.
Сегодня все это спуталось в невообразимый клубок домыслов, противоречий и самого обычного мракобесия.
В основе любого храма лежит краеугольный камень, в основе современного праздника лежит краеугольный камень его философии.
Как по мне, то Новогодние праздники имеют замечательную идею, сказочное исполнение и русскую подоплеку. Вспомните себя в детстве, когда вы обсуждали с приятелями, существует ли дед Мороз? Я даже подрался со своим другом детства Вовкой Рыжим, доказывая, что он есть. И сейчас подерусь с любым, кто скажет обратное.
Новый год, давно часть нашей жизни и если вы чувствуете в нем душевный комфорт, то глупо отказываться от такого блага. Повторяю, вы празднуете, а не святкуете, то есть не наносите ущерба вашей душе, отмечая наступление Нового Года. Сейчас такой календарь принят в мире. Конечно, под него подгоняют многие учения и религии, но вам то, что до них? Чувствуете себя способным на веру, ей и живите. Да только не лишайте вы детей этой радости. То, что было вчера, сегодня воспринимается по иному. И это понятно, ведь уходя все дальше от своего прошлого, мы сближаем с ним свое будущее.
Многим людям старшего поколения известно такое явление, когда события прошлого вспоминаются с особой отчетливостью, а недавние забылись. Все просто: в момент рождения мы вышли в путь, а дни несутся, потому, что дорога к дому всегда ближе и быстрее. Как ни прискорбно мне вам это сообщать, но порогом отеческого дома является биологическая смерть, но в этом нет ничего плохого, а просто закон природы.
Это сегодня запугали людей всякой чертовщиной и мифами про ад, с невыносимыми в нем казнями за грехи. Сотворенное нелюдями на земле, за время существования человечества, преступления церкви ужаснут любого, кто знаком с человеческой трагедией. В этой жизни было столько подлости, что душе хочется праздника. И глуп тот, кто его не воспримет.
Вот моя читательница задала вопрос о елке: ставить или нет? Я уже много лет нашел выход из создавшегося положения. Я покупаю большую лапу, ставлю ее в держатель, распрямляю ее и украшаю, как обычную елку. И дереву полезно и у меня лесной дух.
Теперь о пословицах, приведенных в письме. В них речь идет не о дереве, а о староверческом кресте, который устанавливали на могиле. В его навершии ставилась крыша (смотри на фото к заставке миниатюры», от чего, сам крест напоминал елку.
Надо сказать, что и делался крест на погосте из сосновых, поскольку так он дольше всего стоял и не гнил. У староверов нет обычая поправлять могилы или ухаживать за ними, поскольку мы не придаем никакого значения праху и месту его захоронения. Если посмотреть на старые кладбища староверов, то там сплошь заросшие могилы и покосившиеся кресты. Ни портретов, ни дат, а просто имена и редко фамилии. Старообрядцы уже имеют несколько иной взгляд и Рогожское кладбище Москвы тому пример. У катаров вообще не ставится никакого знака на могилу. Вся гора Монсегюр в Лангедоке это безымянные могилы, над которыми высился замок славян. Прах вернулся в прах и пусть о нем думает природа. Наше дело содержать в чистоте свою душу.
Когда рубили надмогильный крест, то использовали ель, а ее лапами устилали саму могилу – ну не выбрасывать же?
Отсюда и пошло поверье, что елка дерево смерти.
«Смотреть под ёлку», «угодить под ёлку», «еловая деревня», «еловая домина», «пойти или прогуляться по еловой дорожче» - все это связано с еловым крестом с погоста - «елкой», но никак не с красивым деревом.
Кстати, слово погост, в понимании кладбища появилось в 18 веке. До этого погостами звались постоялые дворы, где тиуны князя собирали уроки или налог. Появилось оно из-за созвучия «поГоста» древнему слову «поКосту», то есть покоя костям. В принципе, в обоих случаях, наличие букв К или Г в слове, не меняют его смысл – отдыха натруженным телам, основой которых есть скелет или кощи (отсюда и Кощей).
Так что дорогие читатели, готовьтесь спокойно к новому году, покупайте елки и помните, что они приносят доход любому лесничеству, поскольку своей смертью спасают остальной лес, обеспечивая его финансовой подкормкой. Их давно уже выращивают подобно цветам и выведены сорта, которые просто не растут выше нормы, а болеют.
Другое дело несанкционированная порубка леса, его уничтожение в погоне за наживой. Вот здесь и требуются уголовные преследования преступников.
Осталось ответить еще на один вопрос читательницы, почему елки не сажали возле домов. Честно говоря, для меня это утверждение было новостью, ведь тайга вообще хвойная и прямо под окнами. Я например, люблю бывать в таких местах. Пришлось позвонить знакомому лесничему, который очень интересуется моими работами, аж на Алтай. Ответ поразил простотой и знанием природы, этого уникального специалиста:
— Комары, Катар, обычные комары. Днем их на солнце мало, не любят они прямых лучей, как и все кровопийцы. Вот и прячутся в еловой тени, питаясь смольными маслами. Зайди с поля в сосновый или еловый лес, поймешь, что такое елки-палки. Вот так и около дома. В елке прячутся, в доме кусают.
— Подожди, Иван Алексеевич, они, что смолу едят? А кровь тогда зачем?
— А они в нее личинку свою откладывают. Комары ведь разные бывают.
Осталось сказать спасибо лесному сторожу и поздравить его с наступающим Новым Годом.
А ведь он действительно не за горами. Две декады всего и куранты Спасской башни ударят полночь. Эти часы, тоже неотъемлемая часть Нового Года, как и Советское шампанское, мандарины, хлопушки и ожидание деда Мороза. Правда, я в последнее время все больше Снегурочку жду. Тоже ведь разновидность женщины. Правда, ледяная. А женщина она как елка – красивая, пахучая, наряженная, но дерево, как ни крути.
Шутка, шутка, милые дамы. Да Катар ваш самый преданный поклонник и последний из рыцарей ушедшего 20 века.
Я так и знакомлюсь с дамами: « Катар. Родился в начале второй половины прошлого века. Раритет всемирного значения и ходовой товар антикварной лавки».
Некоторые жалеют, но таких дам все меньше и меньше. Впрочем, во всем есть свои прелести, а уж в новогодних гуляниях их масса.
Тризна
Последних дней очарование
Нам дарит уходящий год.
Седой снежинкой расставание
Танцует гибельный фокстрот
Уж, елки запахи в квартирах.
Льет мандариновый амбре.
Селедка в меховых мундирах
Заняла место на столе.
Стекло морозится бутылки,
С игристым, пенистым нутром,
А новогодние посылки
Несутся в оживленный дом.
Гирлянды, громкие хлопушки,
Конфет веселых хоровод,
Подарки детям под подушки,
Курантов оживленный ход,
Хлопот приятные моменты,
Письмо с надеждой в Интернет,
И комплименты, комплименты…
В располагающий момент.
На отдыхающей Земле,
Зимы порфироносной краски.
Мороз рисует на стекле
Сюжеты новогодней сказки.
Бегут последние мгновения,
Того, что больше не вернется.
Разлука, пылким вдохновением,
В разбитом сердце отзовется.
На тризне времени святого,
Привстанет за столом народ.
Как друга очень дорогого
Проводит уходящий год.
Давайте, друзья доживем до того момента, когда наше прошлое и будущее сольются воедино, не оставив ни малейшей надежды всепроникающей лжи.
© Copyright: Комиссар Катар, 16.12.2017 13:59
Свидетельство о публикации №217121601122
Рецензии
Который раз к нам новый год приходит на порог
И запах ели, мандарин с собою он несёт.
Который год курантов бой со звоном хрусталя
Надеждой заполняют нам открытые сердца.
В который раз мы видим вновь и блики ёлочных шаров,
И голубых экранов свет, и снега серебристый цвет,
Мерцанье праздничных огней и суматоху этих дней.
В который раз мы пьём до дна бокал игристого вина,
Улыбки дарим и любовь,
Всё происходит вновь и вновь!
В который раз мы пьём до дна бокал игристого вина!
Владимир Ефимов 2 17.12.2017 21:47
Добавить комментарий