Комиссар Катар

Перед читателем уникальный документ, текст которого ранее был мало известен широкой публике и относящийся к 15 веку. Называется «Наставление отца к сыну». Я считаю, что пришло время опубликовать его, дабы все отцы могли свериться с наследием своих предков и точно определить свое отношение к роду русов. Возможно, сказанное ниже, противоречит вашим убеждениям, но тогда стоит поискать свое место среди иных народов.

Тексты такого типа были широко распространены в средневековой русской литературе, начиная с XI в.
Особенностью этого поучения, включенного в сборник середины XV в., предназначенного для чтения (в состав сборника входят «Историческая Палея» и Рогожский летописец), является его очевидная светская направленность: так, в пергаменном сборнике XIV в. «Золотая Чепь» начальный фрагмент публикуемого поучения получил даже специальное название «Слово о храборьстве» (РГБ, ф. 307, № 11, л. 7). Текст публикуется no рукописи 40-х гг. XV в. (РГБ, ф. 247, № 253, лл. 247—248).
Слушай голос русов, читатель, внимательно слушай и сверяйся со своим сердцем и совестью. Этот тест не пройдет тебе даром.

«Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведется! Слуг же твоих, сопровождающих тебя в пути, чадо, почитай и люби.
Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах Бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр ко всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если над кем-нибудь смеются, ты похвали его и полюби, и от Бога получишь вознаграждение, и от людей похвалу, и от защищенного тобой — почитание.
Конь познается на поле боя, другу же в беде добрый друг поможет. Верному другу цены нет, ничто на земле не может сравниться с дружбой его.
Друг верный — защита надежная и царство укрепленное; друг верный — сокровище духовное; друг верный — дороже золота и каменья драгоценного; друг верный — ограда запертая, источник укрытый, в нужное время можно открыть и напиться; друг верный — прибежище и утешение.
Все новое хорошо, но старое — всего лучше и крепче. Тот, кто о душе своей не заботится, а только о смертной плоти печется, подобен тому, кто рабыню кормит, а госпожу отвергает. Тот, кто ищет земных благ, забывая о небесных, подобен человеку, который хочет пахаря иметь на стене изображенного, а не в поле пашущего.
Мудрый муж — мудрым и разумным друг, а друг убогим людям — Бог; муж мудрый, если и беден, то премудростью владеет вместо богатства; богатство праведников — мир Бога ко всем людям; великое богатство — хороший разум.
Мудрый муж, имеющий страх Божий, даже если он раб и нищий,— лучше царя. Тот же, у кого богатства много, но страха Божия нет—тот без ума; но если старается постичь закон Божий,— спасение получит; тот же, кто не имеет страха Божия,— спасения будет лишен.
Богатый муж, истине не наученный и не разумный, подобен ослу, взнузданному золотою уздою.
Бедные и богобоязненные — лучше их.
Жизнь скупых и сребролюбцев подобна поминальной трапезе: все вокруг плачут и нет веселящегося.
Грешник хуже горбатого: горбатый за собой носит уродство, а этот — в себе.
Ленивый хуже больного: больной хоть и лежит, да не ест, а ленивый — и лежит, и ест.
Скупого дом — как облачная ночь, закрывающая звезды и свет от очей многих.
Молчаливый муж подобен закрытой корчаге: не известно, имеет ли что внутри. Часто поминай Бога: если же редко поминаешь — то думаешь и вспоминаешь о греховном.
Потупляй взор свой долу от нечистых взглядов, и тогда тебя направит око духовное на мысли о вечном. Волк волка не губит, змея змею не ест, а человек, человека погубит.
Старого учить — словно мертвого лечить; старость и нищета — две язвы незаживающие.
Кораблю пристанище — гавань, жизни же человеческой — беспечалие, без печали весело жить.
Человече, если ты не знаешь, как спастись и книг не умеешь читать, то не делай другому того, что самому не любо, и спасешься.

Вот так все просто и доходчиво. А теперь ответь сам себе, рус ли ты?

© Copyright: Комиссар Катар, 28.01.2017г.
Свидетельство о публикации №217012801296