Комиссар Катар

Цифровая репродукция находится в интернет-музее Gallerix.ru

Прекрасна жизнь! Какая благодать
Для путников, способных наблюдать
Хорошие обычаи и нравы
И, в очередь свою, пример подать -
Для пользы, для красы и для забавы…
Всё доброе годится, всё под стать!

(Хушхульхан Хатак, газели)

Мы все любим путешествовать. Так устроен человек, всегда стремившийся за линию горизонта. Конечно, есть среди нас и домоседы, но все равно, наступает такое время, когда муза странствий оторвет от просиженного кресла самого замшелого из нас и выведет на дорогу дальних странствий. Наша жизнь сплошные путешествия и потому мы всегда с интересом присматриваемся к новым городам и весям, изучаем быть людей и их обычаи, неожиданно находя много общего со своей жизнью.
Вы знаете, но среди моих самых любимых литературных героев, особое место занимает Жак Паганель, чудаковатый географ, который всю свою жизнь просидел за книгами, и наконец, решился на настоящее путешествие. Чем все это закончилось, читателю известно из книги Жюль Верна «дети капитана Гранта». Кто из нас не напевал веселую песенку про капитана, которому стоит улыбаться не смотря на все невзгоды и лишения? Хороший, все таки, фильм, создали советские кинематографисты. Лучший из всех, которые я смотрел по экранизации этого произведения.
В моей жизни все было иначе, чем у Паганеля. Я сначала начал путешествовать. И совсем не важно, что весь путь проходил по военной тропе – взгляд на мир, через мушку автомата, возможно более рельефный, чем из уютного парижского кафе.
Помню, как моя разведывательно-диверсионная группа попросила приют у огнепоклонников Кафиростана, в одной непокорной стране, где я начал свою лихую военную молодость. Не все поймут, то, что скажу я сейчас: «Я и мои товарищи вот уже четверть века женаты на Войне». Поэтому, тихий вечер в кишлаке, где оказывали всяческое гостеприимство гостям, врезался в память надолго. Такие минуты покоя, теплые лепешки и топленое молоко запоминаются навсегда.
Я беседовал со старейшиной и видел, что ему приятно, что русский офицер интересуется бытом его племени. Не знаю, чем я ему понравился, да только мне разрешено было присутствовать на мистерии огня, которое совершалось этим жрецом в определенное время суток. Увиденное, поразило не своей театральностью или постановочными эффектами. Этого как раз не было. А было единение огня и человека, воспроизведение, какой то первородной силы, когда окружающие горы, вспыхнули огоньками священных костров, а сама природа, такая привычная и надоевшая в этом долгом боевом рейде моей группы, неожиданно возвысилась до ХРАМА ОГНЯ, которому не было ни конца ни начала. Он просто высился над миром, как великий шатер разума.
Можно ли описать то, что не подлежит описанию? Как найти слова для объяснения того, что мне пришлось увидеть? Я, конечно, мог бы поразить читателя красотой феерии или могуществом шамана, камлающего небесам, да только бледная копия здесь неуместна. Старик просто пел, пел, как поют в оперных театрах, и ему откликались горы. А он стоял в пламени, рвущегося к небесам огня, и вел разговор с самим мирозданием. Лавина переживаний, чувств, невозможная обида на самого себя в непонимании происходящего, ощущение маленькой песчинки во вселенной, без которой рухнет весь мир, и звезды. Те самые звезды, которые даны небу за исключительную храбрость, проявленную Богом в момент создания бесконечности своего творения
Мы уходили на рассвете. Продрогшие от росы и нагруженные своей поклажей. Я оглянулся на кишлак, курившийся легкими дымками утренних очагов замечательного народа, давшего нам приют и радость общения с умными людьми. Мы уходили, а они оставались, нейтральные к этой войне и всему человеческому тщеславию.  Люди, которым каждый гость был в радость, но которые никогда бы не простили подлость допущенную этим гостем.
— Старик, помнишь ли ты меня, шурави-капитана, которому ты рассказал много интересного и поучительного? Я тебя помню великий дервиш-мудрец и потому рассказываю миру о тебе, живущем в далеких горах Гиндукуша и хранящим человеческие знания о мире людей.
Помню и твои слова о Хушхультане Хатаке и его газели:

Пусть рок тебя и ввергнет в пасть ко льву,
Не думай — 'гибну'! Знай — 'переживу'!
Пытайся изловчиться в пасти львиной!
Стремись к освобожденью, к торжеству,
И лев еще придет к тебе с повинной!
В кошмаре — смерть, спасенье — наяву.

Я потом перечитал всего Хатака и часто вспоминал нашу встречу. Ты жив, хотя тебе давно за СТО лет. Я знаю, что ты жив, поскольку ты сам сказал, что произойдет в день твоей смерти, а этого пока не случилось. Ведь главный огонь твоей веры это Солнце и я всегда с интересом читаю о нем и Кельнском соборе, где находится саркофаг волхвов, приходивших к Исусу, с дарами в день его рождества. Не раскрывая твоей тайны, поведаю читателю, что смерть мобеда огнепоклонников, напрямую связана с этим европейским собором, а его вера не отвергает учения Христа.
Зороастризм является пророческой религией и переводится как «ПОЧИТАНИЕ МУДРОГО».  Это разновидность христианства, хотя и отнесена в глубокую древность лживыми историками. Точно такая же религия пророчества, как и православие или ислам.
В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов. Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. Священные огни делятся на 3 ранга:
1. Шах Аташ Варахрам (Бахрам) — Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры;
2. Аташ Адуран (Адаран) — Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее1000 человек в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратуштрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огней Адуран могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши,службы в джашны и гаханбары и т. д. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды.
3. Аташ Дадгах — Огонь третьего ранга должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи),располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах, разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед служить огню может хирбад. Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь служит местом собрания общины.
Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.
Я был гостем у огня 3 ранга и его мобеда. И знаю, что такое настоящая высота духа. Я это видел своими глазами.

Ты хочешь быть на высоте? — Ну что ж! -
Не всякий там блистательно хорош.
Достоинству учись, однако, с толком:
Без лестницы высоко не взойдешь.
Всё от того зависит в деле тонком,
Как ты себя, взбираясь, поведешь!

Моя мама строитель. И не просто строитель, а из тех немногих специалистов, которых следует называть зодчими. По моему мнению, самая бессовестная профессия в мире после политиков, это строители, ворующие от будущих домов их основу – надежность. Потому и рушатся хрущевские многоэтажки и дома брежневского времени, что бессовестно воровали все, что можно было украсть. Не соблюдались технологии, не выполнялась конструкторская документация, а бывшие начальнику СУ и СМУ давно сбежали в Израиль. Однако, техногенная катастрофа, заложенная ими, начинает свое движение по бывшему СССР. Канализации, коммуникации, сооружения и особенно металлоконструкции, которые к тому же не обслуживались долгие годы Перестройки и развала СССР, а затем и парада независимости еще скажут свое слово.
Моя мама из тех, кто, руководя крупным строительным подразделением, не давала воровать и сама не брала взятки. Я бесконечно горд осознанием того, что она честный человек.
Как вы понимаете, у меня под рукой ходячий справочник по строительству, а я изучающий былину русского народа имею к нему доступ в любое время. Мало того, первый читатель моих работ мама.
Вот именно поэтому, я не могу обойти вопросы строительства на Руси, хотя ранее рассказывал о геополимерном бетоне, из которого методом опалубки построены пирамиды Гизы.
Сегодня, у меня состоялся разговор за завтраком с мамой, по поводу кладки на яичный раствор. За образец был взят наш родовой замок во Франции Андровер, благо мы представляем мощь его бастионов. Неужели все на яйцах? Это сколько же яиц нужно для подобного сооружения, стоящего на двух островах, посреди искусственного озера – рва? Стоит отметить, что возвышающиеся прямо из воды стены, это только видимая часть айсберга. Когда открывается шлюз и спускается вода, то высота стен до дна увеличивается в три раза, а круглые башни (их три), так высоки, что поражаешься их весу, не говоря уже о том, что насыпанные острова обложены точно таким же камнем, из которого сложены и сами башни.  Не даром наш Андровер не смогли взять на протяжении 10 столетий его существования. Ни по воде, ни через стены по дну, так и не смогли осаждавшие попасть в оплот древней катарской веры. Уж больно грозен замок видама, не смотря на малый его гарнизон.

Одно недостижимо никогда:
Спокойствия достигнуть без труда.
Безделье не лекарство, но отрава!
Пусть труд тяжел — в нем нет того вреда,
Пусть даже к смерти приближает, — право,
Безделье всё же худшая беда!

Но вот что удивляет: если эта каменная махина построена на растворе из яиц, то речь должна идти о миллионах штук, то есть и кур с гусями должно быть не меньше. А такого в средневековой Франции не наблюдалось. Мало того, время строительства замка говорит о том, что тогда был дефицит продовольствия и Европа голодала. Да и потом, где хранить такую прорву яиц? Ведь не все же их сразу бухали в раствор. Что подвозили по мере надобности или просто строили рядом курятник? Свеженькие яйца, прямо из под несушки кидали в раствор, замешивали по рецепту и выкладывали на бастионы. Но тогда рядом должен был сохранить свои остатки строительный городок, не вилланы (крестьяне) же строили это сооружение. Однако, никаких курятников при раскопках, там не находили, а след от него должен был остаться на века. Это я знаю по себе, когда в лейтенантские годы, был отправлен в подшефный нашему полку колхоз, дабы забрать там несколько камазов с капустой, для шинкования и соления на полковой кухне. Помню, председатель колхоза, хитрый и вороватый хохол, распознав во мне полного дилетанта в сельском хозяйстве, но увидев за моей спиной два взвода солдат, готовых на любую работу ради вожделенной капусты, предложил мне привезти из соседнего хозяйства куриный помет.  Я согласился, потому, что мне сказали, что я смогу сам выбрать участок уборки капусты, если привезу это замечательное удобрение.
В моем распоряжении было 12 камазов, которые должны были вернуться полные под завязку капустными кочанами. Поэтому я взялся за дело с интузиазмом.
Когда мы прибыли в куриный завод, нас оглушил писк несушек, вопивших о своих успешных родах с площади в несколько гектаров, застроенных курятниками. Но особо удивила гора куриного помета, равная терриконам Донбасса. Мы и понятия не имели, что дефицитная продукция этого хозяйства, под названием помет, может скапливаться в таких количествах.
Хозяин этого птичьего царства, был еще хитрее моего капустного короля и согласился отдать свое добро, в обмен на самое дорогое, что есть у людей в форме авиаторов, на спирт. Надо сказать, что самолеты моего полка носили приветливое название «летающие гастрономы», и это было бы правда, подвесь бы техники в двигатели машин колбасу для копчения. Это я к тому, что я не пью спирт по той же причине, что кондитер не ест свои торты. Спирта в полку было много!
Как оказалось позже, помет большая проблема для таких хозяйств, потому, что для того что бы стать удобрением, он подлежит переработке или компосту, а если внести его в естественном виде в землю, то он просто ее сожжет.
Когда мой 12 камазов прибыли на центральное подворье колхоза, груженые доверху, отборным куриным дерьмом, председателя вызвали в район. В правлении болтался, какой то практикант, из агрономического техникума, который сказал нам ссыпать удобрение на КРАЮ поля, а самим вырубить с него капусту на наши потребности. Однако 12 камазов не просили, а только 2.
Куда девать остальное добро я просто не знал. Ну не в реку же ссыпать?
Прибыв на место, я организовал засыпку удобрения в специальные ямы, отправил бойцов рубить капусту, а сам задумался. Решение пришло моментально. Я приказал удобрить поле 10 камазами. Поразительно, но прапорщик, который вырос в селе (ладно я – дитя асфальта) поддержал мое начинание.
Никогда, слышите, никогда, эта земля не была так старательно унавожена!!! Помет не только рассыпали но и перекопали с землей.
Прошло более 30 лет с моего первого агрономического опыта. Лет с пять тому, я ехал мимо поля имени моего славного имени (местные к нему прибавляют смачную приставку) и спешу заверить читателя, что там по сей день даже ХРЕН не растет. Там вообще ни хрена не растет. Куриный помет начисто сжег кусок колхозной земли. А вы что хотели от офицера бомбардировочного полка с ядерным оружием на подвесках боевых машин?

Посмешище! Ты сам тому виной:
Подобен старушонке той шальной,
Что мушку на лицо свое налепит,
В морщинах пудру разотрет слюной…
Беззубые ужимки, сладкий лепет…
…Ты в царедворцы лез? — Очнись, дурной!

Это я рассказал к тому, что помет куриный спустя века напоминает о себе плешинами по земле, а я их теперь точно определяю, где бы, я не был.
Так вот вокруг Андровера поля и виноградники, дающие замечательное бордо-видам, кроваво красное, немного терпкое, рубиновое вино.
Судя по этому, никаких массовых курятников в 12 веке в этих местах не было.
Красивые, величественные здания прошлых веков, среди которых особым великолепием и прочностью выделяются культовые религиозные сооружения, поражают людей своей небывалой прочностью.
Наши предки знали толк в строительстве, и немалая заслуга архитекторов прошлых веков заключается лишь в том, что при строительстве высотных зданий под их руководством, для связки блоков-камней использовался известковый раствор.
Главное и важнейшее отличие известкового раствора от цементного – пластичность, которой обладает сама известь. Пластичность раствора из извести делает швы из него практически герметичными, без микрополостей и трещин (а вот цементный раствор имеет нехорошее качество – растрескивается) .
Но чем объясняется многолетняя прочность строений из камня и известкового раствора? Историки объясняют это так:
— Многие храмы и соборы в старину строились не одно десятилетие, и все дело, как утверждают историки – в особом компоненте. Имя этому компоненту – куриное яйцо. Оказывается, в известковый раствор добавляли содержимое куриного яйца, что многократно усиливало сцепление микрочастиц раствора, придавая строению прочность монолита.
Раствор, использованный в древних каменных кладках, представляет собой специфический органо-неорганический композиционный материал, где в качестве органических добавок выступали молоко. яичный белок, рисовый отвар (рис то откуда брали, да и вообще дороговатый раствор получается!) и др.
Неорганический компонент – карбонат кальция (выделяющийся при затвердевании строительной смеси на основе гидроксида кальция – гашеной извести) , органический – амилопектин, попадающий в раствор из упомянутых добавок. Амилопектин в строительном растворе выступает также в качестве ингибитора роста кристаллов карбоната кальция, в результате чего формируется компактная микроструктура затвердевшего раствора, что является причиной его хорошей работы в составе каменной кладки.
Как я понимаю, речь идет о бедном строительном растворе и методе карбонизации извести.
Если всерьез говорить о куриных яйцах, то они, скорее всего применялись целиком но исключительно для сооружения каких то особых строений, которые были символами государства. Дело в том, что желток яйца тоже содержит белки, а скорлупа-это кальций.
На практике яйца вводили в состав известкового раствора чаще всего при штукатурке стен для росписи, которая с такими добавками становится прочней и устойчивей к осыпанию. То есть яйца применялись для подготовки площади, на которой будет делаться роспись храма.
Ну, туда действительно яиц не жалко, вся Россия принесет по яичку, хоть и дорого оно с Воскресению Христову. А вот в остальном, транжира продуктов, при их дефиците, вряд ли допускалось.
Однако, устойчивая байка о яйцах на которых стоят многовековые крепости мира, продолжает жить и всячески тиражируется.

Кривому глазу не идет сурьма.
Пусть криводушный, с сердцем безобразным,
Достигнет счастья — спятит он с ума -
Не в полном смысле, — но бесчинствам разным
Откроет путь душа его сама!

Поэтому, я решил разобраться, что же такое средневековый раствор и что такое вообще средневековое строительство укреплений.
Если присмотреться к кладке любого замка с его северной стороны, то явственно видно, что мох растет только на камне, на растворе его нет. Это объясняется тем, что каменная структура и структура искусственного камня (бетона) разная. На бетоне никогда и ничего расти не будет. А вот на камне, пожалуйста! Мало того, камень живет, меняет свои размеры, дышит и выделяет влагу, которая испаряется из его пор подобно человеческой коже, вызывая охлаждение. Именно поэтому на камне сидеть можно, а вот на бетоне нет. Нагретый камень отдает тепло, а бетон тепло втягивает. Так что поберегите ваши попы, господа и начните наконец разбираться, почему набережная Невы, сделанная из искусственного камня (а не каменоломен Суханова, как врут историки) никогда не нагревается и всегда холодная. Это не гранит, а самый обычный геополимерный бетон или искусственный камень. Кстати второе название бетона это философский камень, который ныне ищут все кому не лень. Философия это искусство, поскольку так понимали его в средневековье. А раз философский камень существует, то это бетон или искусственный камень. Кстати кирпич тоже. Да и вообще все, что сделано по порошковой технологии.
Я запросил от своих коллег по всему миру анализы известных сооружений, а точнее раствора кладки их.
И вот что выясняется.
В строительные растворы вводили то, что было под руками — вулканический пепел из Поццуоли, с островов Тира и Нисирос, ,речной ил (Египет и города Золотого Кольца России), диатомовые водоросли (Пиза), иногда добавляли и гипс. Последнего больше всего, поскольку встречается он повсеместно. Но вот, что интересно, нигде, рядом с большой стройкой, не обнаружены отходы человеческой деятельности. Как оказалось экскременты животных, птиц и человека, в изобилии содержатся в стенах великих сооружений мира. Как раз в качестве связующего компонента в растворе. Конечно, надристать гору фекалий, достаточных для строительства нашего Андровера не всякий бомбардировочный полк и за столетие  осилит, но ведь применялось все, что содержит органику.
Сегодня еще можно встретить саманные дома: глина, солома, коровьи лепешки и конские катухи. Весь казачий Дон в таких куренях жил, а пол Украины продолжает, по сей день, обитать в таких постройках.
Поэтому, в кладке применялись не мифические яйца Фаберже, а ЛЮБАЯ ОРГАНИКА бывшая доступной строителям. Причем в разных краях разная, поскольку везде свои особенности природы.
В общем с яичным бумом разобрались, набить яиц нам не удалось, мы набили яйца историкам.
Однако, преступая ко второй части миниатюры, я обращаю внимание, что в растворах встречается и вулканический пепел. А как же в этом случае с органикой? Все просто. Те, кто читал мои работы относительно вулканов (например, «Кто создал Везувий») знают, что вся теория вулканов, это самый обычный блеф. Все они не связаны с лавовыми слоями планеты, а самые обычные чирии, на теле планеты, созданные деятельностью человека. Это насыпные терриконы, которые бушуют в своих недрах в результате наличия в них особого вида бактерий. Впрочем, повторяться не буду, желающие сами найдут эти работы.
Итак, вулканы это отвалы пустой породы и мусора человечества, который веками скапливался в одном месте. Любая городская свалка это потенциальный вулкан, под которым рано или поздно образуется огненная кальдера. А вулканический пепел, который содержит в себе те элементы, которые могли бы образоваться исключительно при сгорании органики (или иных) процессов, тому доказательство.
Итак, наиболее древние растворы, это растворы с использованием органики, как скрепляющей основы геополимерного бетона. Примером таких построек могут быть пирамиды Гизы (11-15 века нашей эры, а не заявленная древность) и вообще все скульптуры Египта отлитые из этого материала. Там нет каменотесов, там работали пра-бетонщики.
Поэтому позвольте закончить первую часть опуса, под названием «гадание на яйцах» анекдотом от комиссара Катара:

Идет мужик по лесу, видит избушку.
На ней надпись «Изба-гадальня»
Заходит – темно хоть глаз выколи.
Голос из мрака:
— Чего пришел?
— Гадать!
— Справа от тебя бочка с ковшом, нашел?
— Нашел.
— Набирай ковш и пей!
— Тьфу ты, да это же г***о!!!
— Угадал, дальше гадаем или хватит?

Ну не знаю, как мужик, а я вдоволь начитавшись про использование естественной органики в стенах средневековых сооружений, все таки, рискну гадать дальше.
Итак, часть вторая. Какие виды кладки древних мы знаем?
О вкладе Византии в технологию строительных растворов известно, что со временем в Византии росла толщина растворных швов в кирпичных строениях – от 10-15 к 60-70 и даже 120-150 мм, что связано с введением в раствор кирпичной или керамической крошки (цемянки), кирпичного боя, дробленого щебня и гальки, причем керамическая крошка с успехом заменяет недоступный поццолан. В результате реакции гашеной извести с керамикой получалось нечто вроде армированного бетона. Да и сами кирпичи в такой кладке играют, фактически, роль арматуры. Византийский кирпич отличается по своему виду — это тонкая, около 5 см, широкая пластина — плинфа. Таким образом, раствор составлял основной массив стены, в котором   плинфы задавали структуру. Кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда — рядами камня) получила название византийской.  Таким образом построен Храм Соломона (Сулеймана Великолепного), ныне известного более, как Святая София в Стамбуле. Если читатель, ездящий по миру, встречает такую кладку, пусть он знает, что строили здание византийцы или их ученики. Широкая кладка объяснима – производство керамики удовольствие дорогое, а в ранней Византии обжига кирпича еще не ведали. То есть на глаз читатель может определить время постройки – 11-15 век нашей эры. Кстати такой раствор с омлосками камня и прочего именуют квазицементом.
Важнейшим достижением византийцев также следует считать использование технологии «горячей» извести, позволяющей использовать в качестве наполнителя глину, термически активизируемую при совместном гашении извести и наполнителя.
Византийские растворы, созданные на основе извести и кирпичного наполнителя различного размера, безусловно, не являются полными аналогами современных бетонов, однако могут рассматриваться как квазибетон в византийской архитектуре.
Византия передала свое мастерство принявшим православие соседям: Сербии, Болгарии, Румынии. Там по сей день именно такая кладка, где толстый просвет бетона и малый кирпича.
Так, строительство Десятинной церкви в Киеве проходило с участием византийских мастеров, что доказывают не только приемы кладки, применение характерного плоского кирпича — плинф, характер интерьера,  но и использование толстых швов и даже технологии горячего раствора, что можно выявить на археологических останках церкви. Эти растворы носят название цемянковых
Цемянковые растворы (растворы на основе керамической крошки или специально обожженной глины) перенимаются в других местах, например в центральной России, хотя, возможно,   поначалу работали византийские мастера. Но происходят и изменения в составе растворов. К примеру, в Новгороде в церкви Благовещения на Городище в известковый раствор добавляется бой плинфы и специально обожженная глина, в Николо-Дворищенском соборе , Рождественском соборе Антониева монастыря, Георгиевском соборе Юрьева монастыря — только бой плинфы и мелко истолченный известняк,   в двух последних памятниках применялся ожелезненный известняк. Как видите никаких яиц и близко нет.
Упомянутое исключение по своим строительным растворам составляют памятники Галицкого, Смоленского и Владимирского княжеств. Например, в Успенском соборе Владимира, построенном в середине 12 века по повелению князя Андрея Боголюбского,  было отмечено применение гипсового раствора. Предполагается, что собор строили западные мастера, об этом писал Татищев[: «По снисканию бо его (Андрея Боголюбского)даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был... Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридрих Первый Барбаросса – прим автора миниатюры), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится».
В Западной Европе прежние секреты растворов, а тем более «протобетона»   были утрачены. Вместо двух активных компонент – гашеной извести и силиката-порошка (поццолана) стали использовать композиции с гашеной известью и речным песком. Хотя песок тоже содержит окись кремния, но в заметно менее активной форме. Потому у такого раствора нет так называемых гидравлических свойств, то есть способности  быстро схватываться с поглощением воды.
Как строители огромных кафедралов справлялись с  проблемой прочности?
Стены строили  медленно,  давая построенному участку постоять, иногда и несколько лет, с арок и мостов долго не снимали раму-опалубку. За это время песок частично реагировал с гашеной известью, но преимущественно  происходила обратная реакция – из гашеной извести и  углекислого газа из воздуха образовывался карбонат, кристаллы которого хорошо видны на многих микрофотографиях срезов. Когда швы после этого затвердевали, можно было продолжать строительство. Конечно, всех проблем это не решало. Для укрепления стен использовали различные опоры (рис. 10), ставшие архитектурными украшениями соборов.Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.
В некоторых случаях, например в кафедралах 13 века в Шартре, Суассоне, Бурже, Париже, Лаоне и более раннем кафедрале в Клуни использовались    гипсовые  растворы. Гипс, как известно, обладает гидравлическими свойствами, хотя и не очень прочен.
Но из этой картины есть исключения. Строители пизанской «падающей башни», которая строилась в два этапа, в 1173—1178  и 1272—1278 гг., использовали раствор, который, не только включал известь из очень качественного известняка, и песок из реки Арно, но и «диатомовую землю», очень мелкий порошок, который состоит  преимущественно из силиката кремния, являющегося останками диатомовых водорослей. Это заметно более активный компонент, чем песок, такой раствор способен схватываться. И потому растворы Пизанской башни (рис. 9) обладают большой прочностью, чем растворы многих других современных ей зданий Европы в основе которых находится гипс. Рассчитано, что для семи этажей башни (не считая ее макушки, достроенной только в   1365 году),потребовалось примерно 1400 тонн гашеной извести с 60% содержанием воды,   1350 тонн песка и 400 тонн диатомита. Как видите снова нет никаких яиц, а есть блеф и вранье, осужденное на смерть.

Жаль от души лягушечку! Беда,
Коль выпрыгнет из доброго пруда
Не на траву, а вдруг высоко в гору…
Прощай, родная, теплая вода!
Погибнет тварь злосчастная, нет спору,
А как была резва и молода!

Так все таки, откуда возникла такая яичная тема в истории строительства. Да конечно из Торы (Ис Торы Я) или из Ветхого Завета Библии, что по сути тоже есть Тора.
Вот, что сообщает нам этот источник:
 Соломон  приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта, в начале второго месяца (годы правления султана Сулеймана Великолепного, если их перевести на русский язык). За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам-Абиф, плотников и других ремесленников.
Кедры и кипарисы, самый дорогой материал того времени, также доставил из Ливана Хирам
Камни (песчаник) добывали там же на горе, где их обтёсывали каменотесы Соломона и Хирама и жители финикийского города Гебал. Уже в готовом виде их доставляли на место постройки, так что «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении».
Сегодня взяты анализы с камней в Израиле (Стена Плача) и с камней в Стамбуле (Святая София). Как и следовало ожидать, перед нами не настоящий камень, а искусственный, что позволяет утверждать, что человек описывавший строительство библейского храма никогда не видел самих работ, а пишет о них со слов других. Причем описание строительства и его этапов, четко указывает, что храм Соломона-Сулеймана построен турками сельджуками, а не «древними» евреями, которые понятия не имели о геополимерном бетоне. И совершено это строительство в 16 веке, а не в первом веке до Р.Х.
Да и согласился бы раввин расказать своим подопечным, что в Стене Плача полно навоза? Вряд ли! Вот и появилось молоко, яйца, мед и прочие липкие вещи. Иные евреи поговаривают, что там и без грудного молока Сары не обошлось! Что бы Сара, да мимо строительства прошла? Да не бывает. Хоть грудью, но в исТорию вписана навеки.
Сегодня взяты анализы со строений на американском континенте (Белый Дом, Конгресс и прочие), которые относят к временам войны за независимость. Как показывает исследование, все они выполнены методом отливки, как фундамента, стен, так и несущих конструкций, не говоря уже о колонах. Все это геополимерный бетон, относящийся к расцвету великой империи Славян 11-17 веков. Добавлю больше: в кладке Белого Дома, огромное количество органики, а именно экскрементов крупного рогатого скота. Очевидно, малое распространение лошадей, заставило людей применять иной рабочий скот – возили грузы на коровах. Отсюда и огромное количество навоза. Кстати и само слово навоз очень интересно в этом аспекте, поскольку явно видно, что его именно свозили в какое то определенное место с определенной целью: либо топливо, либо строительная смесь. Условно говоря, президент США сидит по уши в навозе, что не скажешь о кремлевской кладке, где преобладает ил, речной песок и кирпич, причем не византийский керамический, а наш, природный русский. Сотворенный из местных компонентов.

Прекрасна жизнь! Какая благодать
Для путников, способных наблюдать
Хорошие обычаи и нравы
И, в очередь свою, пример подать -
Для пользы, для красы и для забавы…
Всё доброе годится, всё под стать!

Ну, что, пора бы и заканчивать миниатюру, тем более и газели Хатака заканчиваются. Однако, рассказав о яйцах, я вижу, что я обошел утверждение историков о рисовом отваре применяемом для строительства. Изволь, раскрою и эту тему.
Несколько слов о применениях органических добавок, вроде яичного белка, молока и прочего. Легенд об этом много и я насчет продуктов все пояснил.   Китайцы же, в самом деле, добавляли в растворы отвар риса. Это и понятно, отвара было много, поскольку рабочих кормили именно рисом. Вот и сливали котлы в раствор – не пропадать же добру.
Исследования показывают, что раствор, использованный в древних каменных кладках, представляет собой специфический органо-неорганический композиционный материал. Главная его сцепляющая сила — Амилопектин в строительном растворе выступает также в качестве ингибитора роста кристаллов карбоната кальция, в результате чего формируется компактная микроструктура затвердевшего раствора, что является причиной его хорошей работы в составе каменной кладки».  Как мы видим, опять же речь идет о бедном строительном растворе и методе карбонизации извести.
 Рассказы, что при строительстве Карлова моста в Праге использовались яйца, как добавки в раствор – самый обычный миф. Это показал химический анализ.
Да и на Руси добавки такого рода относились к  штукатурке для росписи, которая с такими добавками становится прочней и устойчивей к осыпанию. Кстати применялся и желатин из костей животных.
На Русь метод строительства с помощью раствора пришел из Византии, которая сама была частью Руси. Однако каменные строения стали модными значительно позже. Согласитесь, что когда под рукой тайга и вокруг огромные ее запасы, морочить голову себе и людям с камнем, не было никакого смысла. Слава Богу, рубленные терема стояли столетиями. Одно плохо, пожары губили эту красоту. Поэтому, а так же в связи с убылью строительного леса, постепенно перешли к каменному – византийскому строительству, внеся в него свои коррективы, что модернизировало растворы и вплотную приблизило Русь к производству известного вам бетона.
Наоборот, в Западной Европе, утратившей секреты прочных строительных растворов, использовали менее прочные растворы, но компенсировали это более изощренной архитектурой, и в некоторых случаях, наново открыли старые рецепты, как это видно на примере Пизанской башни.
Таким образом, для определения древности здания достаточно сделать анализ его кладки и раствора, а заодно понюхать камень, чем он пахнет. Прошли века, а кусочек раствора, взятый с древних кладок и брошенный в воду, менее, чем за сутки превратит воду в дурно пахнущий напиток, в то время, как образцы европейских строений не влияют на его качество.  В том числе и поэтому, во рвах с непроточной водой в Европейских замках, выстроенных в ранние времена славянами, и выданных историками за европейские сооружения, такой страшный и затхлый запах воды, а большинство укреплений стоит на горах, выше уровня воды.
Тебя конечно интересует, как строился наш Андровер? Как и все славянские укрепления 11 века — с применением геополимерного раствора, содержавшего органику. Камни настоящие — валуны с местных гор, а вот раствор: все тот же навоз и речной ил, которого в запруде предостаточно. А это технология именно славян. Впрочем круглые башни говорят об этом еще более громко. Славянский замок на землях покоренной Европы-Ливонии. Причем, с грамотным инженерным обтоком воды по рву, отчего вода прозрачная, как и в самой реке, текущей с Пиренеев.
Я посмотрел соседние замки и с высокой долей уверенности могу сказать — если раствор потемнел от времени — это органика. А если нет, то постройки европейцев 18 века.
Темные потоки по стенам то же говорят о выходе органики из бетона. Собор Святого Петра в Ватикане, да и весь Рим, тому пример. Ничего они не строили — это им досталось в наследство от катар, тамплиеров, этруссков и вообще славянских племен. Они и цемент современности украли у славян. Сегодня считают его создателем некоего англичанина, а на самом деле цемент создал Егор Герасимович Челлимов. У которого англичанин сей работал в подручных.

Увы! Цветок прекраснее всего
В тот крайний миг — удержишь ли его? -
Когда расцвет граничит с увяданьем…
Как с этим быть? Не скажешь ничего!
Взор тешится мгновенным обладаньем…
Благоуханье, вздох… А для чего?

На заставке к миниатюре картина Жан-Франсуа Милле «Камни». В работе использованы газели Хушхультана Хаттака, воина и поэта, афганца, пером и мечом боровшегося за свободу народа против Великих Моголов (русских).

© Copyright: Комиссар Катар, 15.10.2016г.
Свидетельство о публикации №216101501306